Принципы логистики в сфере транспорта

Материалы » Принципы логистики в сфере транспорта

Цель работы: – найти кратчайшие расстояния между пунктами транспортной сети и заполнить ими соответствующую таблицу;

– найти кратчайшие пути проезда между пунктами и отразить их на соответствующем рисунке.

Исходными данными для выполнения данной практической работы является транспортная сеть из индивидуального задания (рис. Б1).

Для выполнения практической работы можно воспользоваться любым из известных методов, например, методом потенциалов [8]. Сущность его состоит в следующем. Потенциал одной из вершин (назовем ее исходной, например, вершины А) принимают за 0, то есть РА=0. Далее по формуле 1.1 определяются потенциалы всех вершин, непосредственно связанных с ней:

Рj = Рi + ℓij, (1.1)

где i, j – текущие индексы соответственно исходной и непосредственно связанной с ней вершин;

Рi – потенциал исходной вершины, км;

Рj – потенциал вершины, непосредственно связанной с исходной, км;

ℓij – длина звена между исходной и непосредственно связанной с ней

вершинами, км.

Из всех рассчитанных таким образом потенциалов выбирается наименьший, его значение записывается в таблицу кратчайших расстояний, а соответствующее звено на рисунке отмечается стрелкой. Далее вершина с наименьшим потенциалом принимается за исходную, от нее вновь определяются потенциалы всех вершин, непосредственно связанных с ней. Просматриваются все известные к этому моменту потенциалы (определенные как на предыдущем, так и на данном этапе), из них вновь выбирается наименьший, его значение заносится в эту же таблицу, а соответствующее звено на рисунке отмечается стрелкой. Таким образом, расчеты повторяются до полного заполнения таблицы и рисунка.

Рассмотрим метод потенциалов на примере рис. Б1.

Примем РА = 0.

С вершиной А непосредственно связаны вершины М, Б и В. Их

потенциалы:

РМ = РА+ℓАМ = 0+7 = 7 км;

РБ = РА+ℓАБ = 0+9 = 9 км;

РВ = РА+ℓАВ = 0+6 = 6 км.

Отсюда в строке А и столбце В табл. 1.1 проставляем минимальное расстояние 6, а звено АВ на рис. 1.1 отмечаем стрелкой. Вершину В принимаем за исходную.

Непосредственно с ней связаны вершины Б, Г и Д. Их потенциалы:

РВ = 6

РБ = 6 + 3 = 9 км.

РГ = 6 + 6 = 12 км

РД = 6 + 8 = 14 км

РЕ = 6 + 10 = 16 км

Из известных к этому моменту потенциалов (РМ = 7, РБ=9, РГ=12, РД=14, РЕ=16) выбираем наименьший (РМ = 7), число 7 заносим в табл. 1.1 в строку А и столбец М, звено АМ на рис. 1.1 отмечаем стрелкой. Вершину М принимаем за исходную, с ней непосредственно связаны вершины Н, Л и Б. Их потенциалы:

РМ = 7

РН = 7 + 8=15;

РЛ = 7 + 12=19;

РБ = 7 + 10 = 17.

Из известных к данному моменту потенциалов (РБ =9, РГ=12, РД=14; РЕ=16, РН=15, РЛ=19.) выбираем минимальный РБ=9, в строку А и столбец Б проставляем 9, звено АБ отмечаем стрелкой. Вершину Б принимаем за исходную, с ней непосредственно связана вершина Г (вершины М и В не берем в расчет, поскольку до них кратчайшее расстояния уже известны).

РБ =9

РГ = 9 + 6 = 15.

Минимальный потенциал имеет вершина Г (РГ = 12), ее значение заносим в табл. 1.1. в строку А и столбец Г, звено ВГ отмечаем стрелкой на рис. 1.1.

Таким образом, выбирая на каждом этапе минимальный потенциал, можно с абсолютной уверенностью гарантировать определение кратчайших расстояний и путей проезда от вершины А до всех остальных вершин данной транспортной сети. Расчеты повторяются до тех пор, пока все клетки в строке А табл. 1 не будут заполнены расстояниями. При этом на рис. 1 у каждой вершины должна быть обозначена хотя бы одна стрелка (кроме вершины А, поскольку это исходная вершина с потенциалом РА=0).

Таблица 1 Матрица кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

А

9

6

12

14

16

18

21

25

26

19

7

15

Б

9

3

9

11

13

15

18

22

22

18

10

18

В

6

3

6

8

10

15

15

19

19

15

13

21

Г

12

9

6

3

8

6

9

13

13

9

19

15

Д

14

11

8

3

5

9

12

16

16

12

21

18

Е

16

13

10

8

5

5

8

12

12

17

23

23

Ж

18

15

15

6

9

5

3

7

7

14

25

20

З

21

18

15

9

12

8

3

10

4

11

23

17

И

25

22

19

13

16

12

7

10

8

15

27

21

К

26

22

19

13

16

12

7

4

8

7

19

13

Л

19

18

15

9

12

17

14

11

15

7

12

6

М

7

10

13

19

21

23

25

23

27

19

12

8

Н

15

18

21

15

18

23

20

17

21

13

6

8

Далее потенциал следующей вершины (например, Б) принимается за 0 и все расчеты повторяются аналогично.

Следует обратить внимание на то, что на данной транспортной сети нет никаких ограничений по организации дорожного движения, то есть расстояние, скажем, между пунктами А и И равно расстоянию между пунктами И и А (ℓАИ=ℓИА). Таким образом, матрица кратчайших расстояний (см. табл. 1.1) будет симметрична относительно диагонали, и можно заполнять только одну ее часть.

Рисунок 1 – Кратчайшие пути проезда от вершины А

Вывод: в результате выполненной работы мы определили кратчайшие расстояния между пунктами транспортной сети.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportbasis.ru