Термин «Электромагнитная совместимость» трактуется достаточно широко и включает в себя вопросы взаимовлияния друг на друга различных видов электроэнергетического и слаботочного электрооборудования. С точки зрения железнодорожной энергетики это прежде всего взаимные влияния друг на друга контактных сетей соседних путей многопутных участков, влияние тяговой сети на смежные линии низкого напряжения, линии связи и продольного вещания, на любые протяжённые проводящие объекты, расположенные вблизи электрифицированной железной дороги, а также вопросы взаимовлияния электровозов переменного тока с тиристорными преобразователями. Вплотную к этому кругу проблем примыкают вопросы электрокоррозионного разрушения подземных сооружений и опор при электрификации на постоянном токе.
Наряду с тяговыми сетями, высокими напряжениями и большими токами характеризуются высоковольтные линии электропередачи, высоковольтные цепи автоблокировки и продольного электроснабжения. Создаваемые ими электромагнитные поля наводят напряжения и токи в обесточенной контактной сети, в цепях автоматики, телемеханики и связи, которые могут быть опасными для людей или производить разрушения аппаратуры, а также могут нарушать нормальную работу устройств [1].
Полностью электромагнитное и гальваническое влияние одного электротехнического оборудования на другое, одних электрических цепей на другие практически невозможно, поэтому стремятся снизить его до такой степени, при которой не нарушалась бы нормальная работа электрических цепей, подверженных влиянию, и выполнялись требования ГОСТ 13109-97 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».
Расчетная схема для расчета опасных влияний тяговой сети приведена на рис. 1, исходные данные в соответствии с двухзначным вариантом даны в табл. 1 и 2. Расчетная схема отражает соотношение расстояний по исходным данным и заданное число поездов в зоне для вынужденного режима. В таблицах приняты обозначения в соответствии с рис. 1, а также следующие обозначения:
a – ширина сближения;
с – высота подвеса проводов воздушной линии связи;
S1кз, S2кз, S1н, S2н – мощности короткого замыкания и мощности трансформаторов подстанций 1 и 2;
m – число поездов на участке при вынужденном режиме работы тяговой сети:
σ – удельная проводимость земли.
На рис. 1а изображена схема расчета влияния при коротком замыкании в тяговой сети, на рис.1 б – схема расчета вынужденного режима при трех поездах.
Таблица №1
Исходные данные
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение |
Подвеска |
2 |
S1КЗ, МВА |
900 |
Марка НТ |
ПБСМ-95 |
а, м |
20 |
S1Н, МВА |
40 |
Высота, см |
730 |
Lт, км |
40 |
S2КЗ, МВА |
1100 |
Марка КП |
МФ-100 |
l, км |
45 |
S2Н, МВА |
40 |
Высота, см |
590 |
Lн, км |
5 |
m |
4 |
||
с, м |
7 |
σ, См/м |
0.05 |
Воздушная линия связи со стальными проводами характеризуется коэффициентом чувствительности и коэффициентом распространения, приведенными в табл. 5 и 6 [4]; в табл. 5 даны также значения коэффициента акустического воздействия для расчета мешающих влияний.
Таблица №2
Параметры контактных проводов, несущих тросов и рельсов
Марка |
Макс. длительный ток, А |
Площадь сечения, мм |
Сечение в медном эквиваленте, мм |
Радиус, см |
Омическое сопротивление, Ом/км |
МФ-100 |
600 |
100 |
100 |
0.62 |
0.177 |
ПБСМ1-95 |
280 |
93 |
32 |
0.63 |
0.575 |
Р-65 |
- |
8290 |
- |
11.1 |
0.200 |
БСМ-1 |
- |
12 |
- |
0.2 |
4.00 |
Рис.1. Расчётная схема для расчёта опасных влияний