На снимке: ведомый вал.
1 – подвижный конус,
2 – линия завальцовки наружной «чашки» подвижного конуса.
На снимке: ведомый вал, запрессовка малой «чашки» на вал.
Назначение коробки передач – изменять крутящий момент, подводимый к ведущим колесам, и направление вращения колес (задний ход). Кроме того, коробка передач позволяет разобщать коленчатый вал двигателя с карданным валом (а значит и с ведущими колесами) при работе двигателя на холостом ходу (при запуске, прогреве, движении накатом и т. д.).
Для самостоятельного движения автомобиля необходимы два условия:
1) к ведущим колесам должен быть подведен от двигателя крутящий момент, достаточный для вращения колес при имеющихся силах сопротивления движению автомобиля;
2) между ведущими колесами и полотном дороги должно быть достаточное по величине сцепление (т. е. сила трения), чтобы колеса не могли проскальзывать относительно дороги (буксовать).
При передаче крутящего момента от главной передачи к ведущим колесам в точках соприкосновения шин ведущих колес с дорогой появляется окружная касательная сила, которая направлена в сторону, противоположную движению автомобиля. По закону равенства действия и противодействия окружная сила вызывает появление равной ей, но направленной в противоположную сторону силы, называемой касательной реакцией. Эта реакция является силой трения шин ведущих колес о дорогу, она также приложена в точках соприкосновения дороги с шинами, но направлена в противоположную окружной силе сторону – в сторону движения автомобиля. Эта реакция называется тяговой силой.
1 – удлинитель картера коробки передач; 2 – вторичный вал; 3 – стопорное кольцо; 4 – упорная шайба; 5 – резьбовая пробка; 6 – гайка; 7 – штифт; 8 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 9 – промежуточная шестерня заднего хода; 10 – блок шестерен; 11 – игольчатый подшипник; 12 – маслозаливная пробка; 13 – картер коробки передач; 14 – ось блока шестерен; 15 – катушка зажигания; 16 – стопорное кольцо; 17 – стопорное кольцо; 18 – крышка подшипника первичного вала с направляющей втулкой; 19 – первичный вал; 20 – маслоотражатель; 21 – передний роликовый насыпной подшипник вторичного вала; 22 – болт; 23 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 4‑й передачи; 24 – синхронизатор 3‑й и 4‑й передач; 25 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 3‑й передачи; 26 – вилка переключения 3‑й и 4‑й передач; 27 – шестерня 3‑й передачи; 28 – болт; 29 – шестерня 2‑й передачи; 30 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 2‑й передачи; 31 – синхронизатор 1‑й и 2‑й передач; 32 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 1‑й передачи; 33 – шестерня 1‑й передачи; 34 – рукоятка; 35 – верхняя часть рычага переключения передач; 36 – упорный конус; 37 – верхняя подушка рычага; 38 – распорная втулка; 39 – нижняя подушка рычага; 40 – запорная втулка; 41 – уплотнитель верхней крышки; 42 – нижняя часть рычага переключения передач; 43 – пружина рычага; 44 – штифт; 45 – шток включения 3‑й и 4‑й передач; 46 – крышка коробки передач; 47 – стопорное кольцо; 48 – регулировочная шайба; 49 – задний подшипник вторичного вала; 50 – ведущая шестерня привода спидометра; 51 – сталеалюминиевая втулка; 52 – сальник; 53 – стопорный палец штоков; 54 – стопорный плунжер штоков; 55 – выключатель света заднего хода; 56 – шарик