В конце девяностых годов транспортная система России работала в целом достаточно стабильно, удовлетворяя основные транспортные потребности экономики и социальной сферы. Вместе с тем на транспорте сохранился ряд проблем, которые в условиях реструктуризации и роста экономики могли бы замедлить осуществление социально-экономической политики Правительства. Среди них следует прежде всего отметить следующие: основные фонды транспорта в течение долгого времени обновлялись недостаточными темпами; сохранилась тенденция их физического и морального старения; стратегическое планирование развития транспорта как единого комплекса не получило достаточного развития ни в рамках транспортной системы, ни в общем контексте развития производительных сил; сохраняется существенное отставание в уровне применяемых транспортных технологий и информатизации транспорта; не до конца устранен дисбаланс производственных мощностей транспортной системы и структуры внешней торговли, возникший в результате распада СССР; недостаточно реализовались выгоды географического положения России и возможности ее коммуникаций для перевозки транзитных грузов.
Наряду с этими проблемами в конце девяностых годов обозначился ряд новых вызовов и негативных тенденций. Темпы автомобилизации страны стали значительно опережать развитие сети автомобильных дорог. Глобализация торговли и растущая конкуренция на товарных рынках все более жестко стали ограничивать транспортную составляющую в цене продукции. Усилилось международное соперничество за транзитные грузопотоки. Мировое сообщество еще более ужесточило стандарты по экологичности и безопасности транспорта, что создало реальную угрозу потери российскими перевозчиками своих позиций на рынках международных перевозок.
Системное решение всего комплекса указанных выше проблем является основным содержанием Федеральной целевой программы ”Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)” (далее – Программа).
Программа разработана Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848.
Целью Программы является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны.
Программа рассчитана на период до 2010 года и предусматривает реализацию в два этапа. На первом – с 2002 по 2005 год – развитие транспорта будет ориентировано в основном на модернизацию имеющихся мощностей. На втором этапе – с 2006 по 2010 год – предполагается обеспечить ускоренное развитие транспортной системы, значительное повышение эффективности и качества транспортного обслуживания.
Системообразующим стержнем Программы является подпрограмма развития международных транспортных коридоров, которая обеспечивает методологическую базу для отбора программных мероприятий и позволяет сконцентрировать ресурсы всех субъектов рынка транспортных услуг на реализации приоритетных проектов.
Повышение уровня координации развития отдельных видов транспорта будет обеспечено прежде всего за счет согласованного развития крупнейших коммуникаций, составляющих основу российской части международных транспортных коридоров. Предусматривается комплексное развитие транспортных узлов с рациональным сочетанием железнодорожных и автомобильных подходов к морским портам, аэропортам и крупнейшим грузовым терминалам. Получат развитие системы информационного и технологического взаимодействия различных транспортных систем.
Таблица 1.1. Основные мероприятия программы для морского и внутреннего водного транспорта
Единица измерения |
Всего |
в том числе | ||
2002–2005 |
2006–2010 | |||
Морской транспорт | ||||
Строительство и реконструкция перегрузочных комплексов в морских портах млн. т в год |
262,0 |
127,0 |
135,0 | |
в том числе: для наливных грузов |
млн. т в год |
120,0 |
68,0 |
52,0 |
– для сухих грузов |
млн. т в год |
142,0 |
59,0 |
83,0 |
Строительство транспортных судов |
ед. |
249 |
49 |
220 |
Внутренний водный транспорт |
млн. т двт |
7,63 |
1,75 |
5,88 |
Строительство перегрузочных комплексов в речных портах |
млн. т |
13,4 |
4,7 |
8,7 |
Строительство транспортных судов ”река–море” плавания |
ед. |
159 |
46 |
113 |
Строительство транспортных судов для завоза грузов в районы Крайнего Севера и внутрирегиональных перевозок |
ед. |
30 |
10 |
20 |
Внутренние водные пути | ||||
Устранение повреждений бетонных и железобетонных конструкций судоходных и гидротехнических сооружений |
тыс. куб. м |
184 |
82 |
102 |
Реконструкция гидроузлов (шлюзов и плотин) |
ед. |
2 |
2 |