Параметры, характеризующие работу двигателя, отличаются от индикаторных наличием необходимых затрат полезной работы на преодоление различных механических сопротивлений (трение в кривошипно-шатунном механизме, приведение в действие вспомогательных механизмов и нагнетателя и др.) и на совершение процессов впуска и выпуска.
1). Среднее давление механических потерь:
Потери на преодоление различных сопротивлений оцениваются величиной мощности механических потерь или величиной работы, соответствующей мощности механических потерь, отнесенной к единице рабочего объема цилиндра. Согласно эмпирическим данным среднее давление механических потерь для дизелей с вихревыми камерами:
, МН/м2,
где средняя скорость поршня для транспортных дизелейvп.ср = 9÷12м/сек, таким образом:
МН/м2.
2). Среднее эффективное давление:
Среднее эффективное давление ре представляет собой отношение эффективной работы на валу двигателя к единице рабочего объема цилиндра.
При расчетах двигателей среднее эффективное давление ре определяется по среднему индикаторному давлению:
, МН/м2,
МН/м2.
С ростом среднего эффективного давления улучшаются условия использования рабочего объема цилиндра, что дает возможность создавать более легкие и компактные двигатели.
3). Механический КПД определяется по формуле:
,
.
4). Эффективная мощность:
(80)
5). Эффективный КПД ηе и эффективный удельный расход топлива ge характеризуют экономичность работы двигателя:
,
.
6). Эффективный расход жидкого топлива:
, г/кВтч
(г/кВтч).
7). Часовой расход топлива:
, кг/ч,
(кг/ч).