Алкилированная ароматика образуется при реакции олефинов с ароматическим углеводородом. Такие жидкости обладают хорошими низкотемпературными свойствами и хорошо растворяют присадки. Индекс вязкости – около 50 у жидкостей с линейной алкильной цепью и около нуля у жидкостей с разветвленной алкильной цепью. Применяются при производстве арктических масел и моторных масел для двухтактных двигателей.
Полиалкиленгликоли (полигликоли, полиэфиры) представляют собой полимеры окиси алкиленов. В общем, полиалкиленгликоли обладают хорошей стабильностью при высокой температуре и высоким индексом вязкости. Они могут использоваться в широком диапазоне температур. Они мало склонны к образованию отложений и способны стабилизировать продукты собственного разложения. Применяются в основном как охлаждающие жидкости в системах охлаждения автомобилей, при обработке металлов, как тормозные и гидравлические жидкости.
Эфиры фосфорной кислоты (РН) синтезируются из оксихлорида фосфора и спиртов или фенолов. Они используются как базовые масла, а также как присадки к минеральным и синтетическим смазочным материалам. У них хорошая термическая стабильность, температура застывания в пределах от -25°С до -5°С. Однако их индекс вязкости очень низкий, в пределах от 0 до 30. Применяются для компрессорных масел, негорючих гидравлических жидкостей, как противоизносные присадки.
Силиконовые масла (силоксаны, полисилоксаны) – химически инертные и термически стойкие синтетические масла. Имеют низкую температуру застывания – ниже -50оС, наивысший индекс вязкости (около 300) и не вспениваются. Не обладают хорошими смазочными свойствами и не смешиваются с минеральными маслами. Применяются при изготовлении специальных компрессорных масел и гидравлических жидкостей и в качестве электроизоляционного масла.
Фторсодержащие эфирные масла (FK) – химически инертные, негорючие синтетические масла с высокой стойкостью к окислению и температуре, с хорошими диэлектрическими свойствами. Недостатки – относительно низкий индекс вязкости и высокая температура застывания. Применяются при изготовлении масле для холодильной техники.
Полусинтетические масла. Свойства минеральных масел можно улучшать заменой части минерального масла на синтетические компоненты. Таким образом, можно производить обладающие хорошими свойствами при низких температурах, круглогодичные масла, которые трудно производить на базе одного только минерального масла.
(PFPE – перфторполиэфиры; силиконовое метил – полиметилсилоксан; силиконовое фенил – полимфенилсилоксан)
Пластичная смазка - это продукт, полученный диспергированием загустителя в жидком смазочном материале с консистенцией от полужидкой до твердой. В его состав могут входить дополнительные ингредиенты, необходимые для обеспечения специфичных свойств. Проще говоря, смазка - продукт загущения масла специальными загустителями, который может содержать и дополнительные функциональные присадки. Существование смазок на сегодняшний день обуславливается тем, что не все узлы, детали, агрегаты можно смазать маслом по причине их конструктивных особенностей. Смазки по сравнению с маслами имеют ряд недостатков, с которыми конструкторам приходится мириться, например, в сравнении с маслом смазки хуже отводят тепло от деталей трения и смазка вынуждена удерживать в себе продукты износа деталей и продуктов старения (разрушения) самой смазки.
Металлические мыла как загустители получают из жирных (алифатических) органических кислот:
R – COOH + MeOH → R – COOMe + Н2О
Неорганические загустители – глины (бентониты) и силикагели (SiO2) обладают очень высокими абсорбирующими свойствами.
В результате загущения получается своего рода пространственный каркас (или губка), созданный молекулами загустителя, который удерживает в себе масло с присадками. В зависимости от типа применяемого загустителя будет отличаться структура каркаса, что естественно будет влиять и на функциональные свойства смазки.
смазка пластичная присадка
При современном уровне развития двигателестроения использование масла без присадок практически невозможно, т.е. невозможно создание масел, которые обеспечили бы эффективную защиту двигателя и одновременно не разрушались/старели/ в течение длительного времени. По этой причине все современные моторные масла содержат в своем составе пакет (набор) присадок, содержание которых суммарно может достигать более 20%. Наиболее крупные производители присадок: Lubrizol, Infineum (контролируется Shell/Exxon), Oronite (контролируется Chevron) и Ethyl (ныне Afton). В общей сложности им принадлежит более 90% мирового рынка присадок.