.
Расчет подшипников на долговечность
Основные критерии работоспособности подшипников качения – его динамическая и статическая грузоподъемности. Метод подбора по динамической грузоподъемности применяют в случаях, когда частота вращения кольца превышает .
Исходя из конструкции механизма, подбираем:
1) шариковый однорядный подшипник (поз.18) номер 1000904 ГОСТ 8338-75:
Необходимо обеспечить номинальную долговечность при условии, что
а) Выбираем коэффициенты X и Y. Отношение этому соответствует [7, табл. 12.26] . Поскольку , то .
б) Определяем эквивалентную нагрузку
.
в) Определяем расчетную долговечность по формуле:
,
где - показатель степени: - для шарикоподшипников; - для роликоподшипников.
Такая расчетная долговечность приемлема.
Расчет шпоночного соединения
Рис.9 – Призматическая шпонка
Принимаем на быстроходном валу призматическую шпонку с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (поз.16). Выбранную шпонку проверяем на смятие:
,
где - передаваемый момент;
- диаметр вала;
- допускаемое напряжение на смятие: при стальной ступице и спокойной нагрузке ; при чугунной – вдвое меньше. В случае неравномерной или ударной нагрузки на 25-40% ниже.
Проверим на смятие призматические шпонки на тихоходном валу.
а) призматическая шпонка с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (поз.43):
.
б) призматическая шпонка с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (поз.39):
.
Проверочный расчет болтов крепления двигателя к корпусу
Tкр = Tдв.
Мтр > Tдв.
Мтр = кÄTдв
Мтр =FзатÄfÄZÄD/2
К – коэффициент запаса;
Tдв – крутящий момент двигателя;
f = 0.15…0.2 коэффициент трения в стыке деталей
Z – количество болтов соединения
Определим диаметр болтов из условия прочности на срез:
Материал болта: Ст. 3
sв = 380 МПа
sТ = 220 МПа
s-1 = 130 МПа
Определим допускаемое напряжения
[sр]=0.3ÄsТ=0.3Ä220=66МПа
Выбираем болт М8 относительно габаритов двигателя.