Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива, определяется по формуле:
(1)
(2)
где С, Н, S, От – относительное весовое содержание в топливе водорода, серы и кислорода, (задано по заданию);
mвоз – молекулярная масса воздуха, равная 28,95 г/моль.
Подставляем значения заданные по заданию и находим , по формулам (1) и (2):
Действительное количество свежего заряда воздуха:
(3)
(4)
где – коэффициент избытка воздуха. В дизельных двигателях . Принимаем =2,0.
Количество молей продуктов сгорания в точке «z» и «чистых» продуктов сгорания:
(5)
(6)
Подставляем значения и получаем:
Объемные доли «чистых» продуктов сгорания и избыточного воздуха:
(7)
(8)
Производим проверку, должно соблюдаться равенство: ro + rв = 1,0; 0,51708+0,48292=1. Проверка сошлась.
Процесс наполнения.
Давление в цилиндре двигателя в конце наполнения ра принимают по опытным данным. При этом справедливы зависимости:
ра = (0,9…0,95) × рк – 4-тактные двигатели,
где pк – давление наддува.
Для предварительной оценки требуемого давления наддувочного воздуха проектируемого двигателя можно воспользоваться следующей ориентировочной зависимостью:
где Pк, Ne, n, i – параметры проектируемого двигателя;
P¢к, N¢e, n¢, i¢ – параметры двигателя-прототипа.
В качестве двигателя прототипа выбираем двигатель 6ЧН31,8/33 (Д50) со следующими параметрами:
P’к =0,13 МПа;
N¢e = 736 кВт;
n’= 740 мин-1;
i¢ =6.
Далее учитывая что двигатель 4-тактный находим pа:
ра = 0,9 × 0,209= 0,1881 МПа
Температура воздуха во впускном коллекторе:
(9)
где nк – показатель политропы сжатия воздуха в надувочном компрессоре, принимаем в зависимости от типа компрессора и условий его охлаждения. nк = 1,55…1,75. Принимаем, что nк равно 1,55;
p0 – давление окружающей среды, равное 0,1033 мПа;
Т0 – температура окружающей среды, равное 2880С;
DТохл – снижение температуры наддувочного воздуха в охладителе. Принимается в зависимости от давления наддувочного воздуха рк и типа охладителя, принимаем DТохл= 20 0.
Далее подставляем все заданные значения и находим температуру воздуха во впускном коллекторе по формуле (9):
Коэффициент остаточных газов:
(10)
где Тr – температура остаточных газов. Зависит в основном от коэффициента избытка воздуха и скоростного режима двигателя. Для номинального режима принимаем Тr=800 К.
DТ – подогрев свежего заряда воздуха от стенок цилиндра в процессе наполнения: DТ=0…10 0 для 4 тактных двигателей. Принимаем DТ=0 0
– геометрическая степень сжатия, для 4-х тактных двигателей =11… 16. Для нашего двигателя принимаем =14.
Pr – давление в конце выхлопа, находим по формуле Pr=(0,95….1,15)Pp – для двигателей с наддувом;
где Pp – находим из соотношения Pк/Pp и зависит от системы наддува и изменяется в пределах: 1,15….1,3 для 4-тактных двигателей. Принимаем: Pк/Pp=1,15. Тогда;