где b – угол отклонения оси шатуна от оси цилиндра (град), определяемый по формуле:
При φ=0 рассчитаем значение β:
Аналогично производим расчет для всех значений, из начения сил Рт, PR, PN занесем в таблицу 1, а кривые этих сил наносим на лист динамического расчета. Принимается положительное направление сил:
– Рå и PR – в сторону оси коленчатого вала;
– Рт – в сторону вращения кривошипа;
– PN – в сторону, противоположную вращению кривошипа.
Суммарную удельную силу, действующую на шатунную шейку Q, определяем векторным сложением удельных сил Рт, PR, Рц. Удельные силы PR, Рц действуют вдоль оси кривошипа, а удельная сила Рт направлена перпендикулярно оси кривошипа, поэтому суммарная удельная сила Q может быть рассчитана аналитически по формуле:
В качестве примера определим значение суммарной силы при угле поворота коленчатого вала j=0:
Аналогично производим расчет для всех значений.
В данном проекте был приведен расчет рабочего процесса тепловозного двигателя внутреннего сгорания по методу профессора В.И. Гриневецкого. Определены параметры процессов наполнения, сжатия, сгорания, расширения и выхлопа. Рассчитаны индикаторные и эффективные показатели рабочего цикла, габаритные размеры двигателя, внешний тепловой баланс. Построена расчетная индикаторная диаграмма рабочего процесса двигателя. Произведен динамический расчет двигателя, построен лист диаграмм динамического процесса, включая полярную диаграмму удельной силы Q действующую на шатунную шейку.