Организацией труда специализированных бригад называется такая форма организации, при которой бригада рабочих выполняет определенные вид ТО и ремонта автомобилей.
При такой организации труда отдельные специализированные бригады создаются для выполнения ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР автомобилей. На каждую бригаду возлагается своевременное и качественное выполнение соответствующего вида ТО или ремонта по всем автомобилям АТП.
На крупных и особо крупных предприятиях может быть несколько специализированных бригад рабочих в каждом виде ТО и ремонта автомобилей. Узлы и агрегаты, снятые с автомобиля, ремонтируются рабочими, которые не входят в состав специализированных бригад. Эти рабочие находятся в подчинении самостоятельных производственных отделений.
В состав специализированных бригад входят рабочие различных специальностей, необходимых для выполнения всего объема работ соответствующего вида ТО и ремонта: слесари, авторегулировщики, автоэлектрики и др. При этом слесарь по шинам, авторегулировщик и автоэлектрик выделяются в состав специализированных бригад из соответствующих производственных отделений. Они входят в состав специализированных бригад на время выполнения работы, но всегда остаются в штате выделивших их отделений.
При такой организации труда объем работ выполняемых на автомобиле, распределяются между рабочими любым способом. Это позволяет при проектировании организации труда равномерно загрузить рабочих и посты. Однако осуществление этих проектов на практике
затруднено отсутствие эффективного стимулирования рабочих за выполнение установленных заданий.
Для устранения обезличивания ответственности и заинтересованности рабочих в снижении затрат и простоев автомобилей на многих АТП применяется организация труда методом комплексных бригад, т.е. такая форма организации труда при которой за бригадой ремонтных рабочих закрепляют в автоколонну, группу однотипных автомобилей или автомобилей одной марки. На комплексную возлагаются выполнение ТО и ремонта закрепленных за бригадой автомобилей. Бригада выполняет как работы входящие в объем ТО-1, ТО-2, так и сопутствующий текущий ремонт автомобилей. Для выполнения всего комплекса работ в состав комплексной бригады входят рабочие всех специальностей, причем авторегулировщики, автоэлектрики, кузовщики, шиномонтажники и аккумуляторщики привлекаются для выполнения соответствующего ремонта в состав комплексной бригады из производственных отделений. Но при этом они постоянно находятся в штате этих отделений. Агрегатно-участковый метод обычно называют такую форму организации труда, при которой на производственный участок возлагается выполнение всех работ по ТО и ремонту одного или нескольких агрегатов автомобиля во всех видах обслуживания и ремонта по всем автомобилям АТП.
Производственный участок производит и ремонт соответствующих агрегатов, снятых с автомобилей. Таким образом при агрегатно-участковой организации производство делится на ряд производственных участков, которые специализированны на выполнение всех работ по конкретным агрегатом и систем автомобиля.
В состав каждого производственного участка входит таких специальностей и разрядов, которые необходимы для обслуживания и ремонта закрепленных за участком агрегатов. На крупных предприятиях рабочие участка распределяются по видам ТО и ремонта. При этом отдельные группы рабочих участка выполняют: ТО-1, ТО-2 и ТР «своих» узлов и агрегатов, снятых с автомобиля. Такие группы рабочих в любом виде обслуживания и ремонта выполняют все работы по закрепленному за ними агрегату. При этом составляются перечень операций, которые должны выполнять рабочие при обслуживании «своих» агрегатов. Этот метод можно принимать на всех предприятиях, где производственная база рассредоточена по территории.