Глобализация на макроуровне выражается в том, что отдельные страны в своей макроэкономической политике, с одной стороны, предпринимают усилия по ослаблению или устранению различных препятствий и ограничений во внешнеэкономической деятельности, а с другой стороны, координируют усилия по реализации международных программ, затрагивающих их общие интересы.
В условиях глобализации экономической деятельности государственная внешнеэкономическая политика направлена на либерализацию экономики, т.е. сокращение или устранение ограничений на путях международной торговли, привлечения иностранных инвестиций, международных финансовых операций.
Особенностью развития современной мировой экономики становятся опережающие темпы роста торговли услугами и повышение из значимости в экономическом развитии стран.
В развитых странах они дают сегодня до 70% ВВП и обеспечивают занятость до половины трудоспособного населения [10, с. 29]. Сектор услуг, а вернее его состояние, представляет собой один из критериев развития: чем более развитым является государство, тем более значительную долю занимают услуги в формировании ВВП.
То же явление прослеживается и в сфере международной торговли. В наши дни торговля услугами охватывает более трети объема международной торговли и составляет около 1,5 трлн долл. США. Только коммерческие услуги, среди которых на втором месте стоит грузовой транспорт, берут на себя около 20% всего объема международной торговли [10, с. 30].
Важно также отметить и два других фактора.
Во-первых, доля услуг в международной торговле стремительно растет.
Во-вторых, темпы роста международной торговли услугами значительно опережают темпы роста торговли товарами.
Ожидается, что указанные процессы будут в дальнейшем только усиливаться в рамках ВТО после начала процесса либерализации услуг по телекоммуникациям и в финансовой сфере.
Высокоразвитая сфера услуг, а, следовательно, и международная торговля ими присуща развитым странам, которые в этой сфере лидируют сильнее, чем в международной торговле товарами.
Основные наиболее значимые виды услуг следующие. Прежде всего, это услуги, связанные с движением товаров и людей, т.е. перевозочные услуги международного характера (внешнеторговые перевозки и туризм).
Принято считать, что перевозочные услуги в отношении грузов наиболее увязаны с объемами международной торговли товарами: любой купленный (проданный) товар необходимо доставить его потребителю.
Другими видами услуг являются услуги по страхованию, банковские и финансовые услуги, телекоммуникационные и информационные услуги, а также операции, касающиеся трудовых доходов и капитала.
В количественном отношении, т.е. по объемам продаж, первое место устойчиво держат финансовые и банковские услуги (40%), на втором месте находятся транспортные услуги. Доля международных грузовых перевозок составляет около 25% от всего объема продаж услуг в мире, а доля международных пассажирских перевозок, являющихся неотъемлемой частью туристских услуг, составляет около 20%[10, с. 30].
В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта. В тех случаях, когда при международной перевозке грузов или пассажиров последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные) сообщения. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта, она называется прямой смешанной.
При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом транспорт как бы продолжает процесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене), стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.
Мировая торговля генерирует большие потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. В обслуживание международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105-110 млрд. $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта [10, с. 32].