Под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка материальных ресурсов и готовой продукции, но также любые дополнительные операции, не входящие в состав перевозочного процесса и не включённые в тариф, которые связаны с подготовкой этого процесса и его осуществлением.
К услугам транспорта при доставке продукции относятся:
- подача заявок на перевозку;
- подготовка погрузочных средств под погрузку;
- перевозка материальных ресурсов и готовой продукции;
- оформление перевозочных и сопроводительных документов;
- приемо-сдаточные операции;
- погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, перегрузка в порту, выгрузка, внутрискладские операции);
- прочие услуги с материальным, транспортным, информационным и финансовыми потоками в начально-конечных и транзитных пунктах.
Транспортное обслуживание в Республике Беларусь осуществляется транспортной системой.
Под транспортным обслуживанием понимается деятельность, связанная с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени, а также предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.
Транспортная система - комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок. Обычно термин "транспортная система" употребляется применительно к государству, региону или крупному городу.
Транспорт играет экономическую роль, т. е. удовлетворяет потребности народного хозяйства в перевозках грузов и потребности населения в перевозках пассажиров.
Транспорт имеет важное значение для расширения специализации и кооперирования производства по отраслям и районам страны.
Железнодорожный транспорт оказывает большое влияние на сокращение производственных запасов и ускорение оборачиваемости средств, поэтому важное значение имеет увеличение скорости доставки грузов.
Роль транспорта исследуется, с одной стороны, как производственная инфраструктура народного хозяйства, как материальная основа процесса обращения товарной продукции и как материальная основа непосредственного общения людей. С другой стороны, транспорт рассматривается как самостоятельная социально-экономическая система, как часть народнохозяйственного комплекса.
Все многообразие материальных благ, необходимых для существования и развития общества, создается в четырех основных отраслях производства: добывающей, обрабатывающей, сельском хозяйстве и транспорте.
Транспорт общего пользования относится к сфере материального производства потому, что:
- перемещая продукты из сферы материального производства в сферу потребления, транспорт продолжает процесс производства в сферы потребления, обращения;
- связывает все отрасли общественного воспроизводства (производстве, распределение, обмен, потребление) в единое целое;
- транспортировка грузов увеличивает их стоимость на величину издержек транспорта;
- транспорт участвует в образовании национального дохода. Железнодорожный транспорт осуществляет работу, связанную с перемещением продукции других отраслей народного хозяйства.
Транспорт связан со всеми предприятиями, поэтому производство любой продукции заканчивается ее доставкой к месту потребления.
Работа транспорта измеряется натуральными величинами, отражающими объем перевозок грузов и пассажиров и расстояние их перевозки.
Измерителем транспортной работы по грузовым перевозкам являются тарифные тонно-километры нетто , характеризующие величину грузооборота, а по пассажирским перевозкам пассажиро-километры , характеризующие величину пассажирооборота.
Обобщающим измерителем транспортной работы являются приведенные тонно-километры.
Для всех отраслей материального производства существует понятие планового и фактического объема работы. На железнодорожном транспорте по грузовым перевозкам им соответствует понятие тарифные тонно-километры нетто и эксплуатационные тонно-километры нетто