Для замены пневмоусилителя гидропривода сцепления автомобилей КамАЗ необходимо выполнить следующее: выпустить воздух из пневмопривода тормозной системы через клапан на воздушном баллоне; снять оттяжную пружину 8 (см. рис. 3.2) рычага 5 вала вилки выключения сцепления; отсоединить пневмолинию 15 пневмоусилителя и гидролинию 10; слить жидкость из системы гидропривода; отвернуть два болта крепления пневмоусилителя и снять его вместе с толкателем 17.
Устанавливают пневмоусилитель в такой последовательности: закрепляют усилитель на картере сцепления (делителя) двумя болтами с пружинными шайбами; присоединяют гидролинию 10 пневмоусилителя и пневмолинию 15; устанавливают оттяжную пружину 8 вала вилки выключения сцепления; наливают тормозную жидкость в компенсационную полость главного цилиндра через верхнее отверстие при снятом защитном чехле; прокачивают систему гидропривода; проверяют герметичность соединении трубопроводов; устраняют подтекание тормозной жидкости подтяжкой или заменой отдельных деталей; проверяют и при необходимости регулируют зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока включения делителя передач.
Таблица 1. Неисправности сцепления
Неисправность |
Признак неисправности |
Причина неисправности |
Способ устранения |
Сцепление «буксует» (неполное включение) |
Автомобиль медленно набирает скорость или медленно теряет скорость на подъеме. В кабине ощущается специфический запах горящих накладок |
Нет зазора между упорным кольцом и выжимным подшипником (отсутствует свободный ход муфты) Попадание смазки на поверхность трения Износ фрикционных накладок Поломка или потеря упругости нажимных пружин |
Отрегулировать зазор 3,2…4мм (свободный ход муфты) Снять сцепление и промыть поверхности трения Заменить фрикционные накладки Заменить нажимные пружины |
Сцепление «ведет» (неполное выключение) |
Включение передач сопровождается скрежетом Резко возрастает усилие на рычаге при переключении передач |
Большой зазор между упорным кольцом и выжимным подшипником Коробление ведомых дисков или разрушение и обрыв накладок Попадание воздуха в гидропривод или утечка жидкости |
Зазор отрегулировать Диски заменить Жидкость долить, течь устранить, из гидросистемы воздух удалить («прокачать» систему) |
Увеличенное усилие на педали сцепления |
При нажатии на педаль сопротивление возрастает |
Не попадает сжатый воздух в пневмоусилитель (пневмоусилитель не работает) Закаливание следящего поршня |
Заменить клапан Заменить манжету или кольцо следящего поршня |
Сцепление включается резко |
Автомобиль трогается с места рывком |
Разбухание уплотнительных манжет гидропривода |
Заменить уплотнительные манжеты |
Шум в механизме сцепления |
Повышенный шум в механизме сцепления при его включении |
Разрушение подшипника включения сцепления Повышенное биение упорного кольца оттяжных рычагов |
Заменить подшипник Механизм выключения отрегулировать выставкой рычагов |
Запаздывание включения сцепления |
Автомобиль трогается с запаздыванием после отпускания педали |
Застывание жидкости в гидросистеме Заклинивание следящего поршня Задиры в соединениях ведущих дисков |
Гидросистему промыть Заменить манжету следящего поршня Устранить задир |