Уникальное расположение Ванинского района предопределило развитие крупного транспортного комплекса. Транспортный комплекс района включает в себя ОАО «Ванинский морской торговый порт», ЗАО «Трансбункер», береговые сооружения паромной переправы Ванино - Холмск, предприятия железнодорожного транспорта, ОАО «Автоколонна № 4», муниципальное предприятие «Ванинское АТП». Кроме того, в Ванино функционирует ряд организаций, оказывающих транспортно-экспедиционные, брокерские услуги, осуществляющих декларирование внешнеторговых грузов, агентирование, инспекцию, фрахтование судов.
Несмотря на то, что Ванинский район занимает всего 3,2 процента территории края, а численность населения составляет 3,1 процента (восьмое место среди территорий края), значение его для экономики края велико.
Удельный вес Ванинского района в краевом объеме реализации продукции, работ и услуг составляет 5 процентов. Доля объема промышленного производства составляет 3,2 процента от краевого, по объему промышленного производства на душу населения Ванинский район занимает третье место среди районов и городов Хабаровского края.
Основу экономики района составляют предприятия морского транспорта, дорожного строительства, лесной и рыбной промышленности. Лесопромышленный комплекс района дает 17,9 процента от общего объема вывозки древесины по краю. Запасы древесины оцениваются в 225,8 млн. куб. м, или 4 процента от краевых запасов.
Акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» по объемам грузообработки входит в первую десятку портов России. Через него поставляются грузы в северные районы России, перерабатываются экспортно-импортные грузы на Японию, Австралию, США, Корею, Китай. Порт работает круглый год, по железнодорожной линии Ванино - Комсомольск-на-Амуре имеет прямой выход на Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали. Имеющиеся перегрузочные комплексы, резервы земельных территорий и морской акватории позволяют вести как реконструкцию, так и новое строительство.
Паромная переправа Ванино - Холмск, использующая паромы ледового класса, способна обеспечить перевозку до 3,3 млн. т грузов в год. Значимость паромной переправы, как важного элемента единой транспортной сети России и Дальнего Востока, возрастет по мере строительства автодороги Лидога - Ванино и формирования системы грузового сообщения с островом Сахалин с использованием автомобильного транспорта, связывая его с центром Дальневосточного региона г. Хабаровском.
Наличие железной дороги, морского порта и автомобильной дороги Ванино - Лидога предопределяет перспективы дальнейшего развития экономики района.
Таблица 1.1 Показатели развития Ванинского района и Хабаровского края в 2007 году
Показатель |
Район |
Край |
Районные показатели в процентах к краевым |
Площадь (тыс. кв. км) |
25,7 |
788,6 |
3,2 |
Численность наличного населения на 01.01.2007г. (тыс. человек) 01.01.2001 (тыс. человек) |
46,7 |
1506,7 |
3,1 |
Плотность населения (человек на 1 кв. км) |
1,8 |
1,9 |
- |
Численность официально зарегистрированных безработных на 01.01.2006г. (человек) |
1067 |
20814 |
5,1 |
Объем продукции промышленности (млн. рублей) |
1886,2 |
59151,3 |
3,2 |
Розничный товарооборот (по всем каналам реализации) (млн. рублей) |
280,6 |
15438,8 |
1,8 |
Объем общественного питания (млн. рублей) |
9,0 |
807,9 |
1,1 |
Объем платных услуг населению (млн. рублей) |
51,5 |
11062,2 |
0,5 |
Инвестиции - всего (млн. рублей) |
163,3 |
7607 |
2,1 |
Объем вывозки древесины (млн. куб. м) |
1041,2 |
5825 |
17.9 |
Численность экономически активного населения (тыс. человек) |
24,2 |
779,0 |
3.1 |
Уровень официально зафиксированной безработицы (к экономически активному населению) на 01.01.2006г. (процентов) |
4,4 |
2,7 |
- |
Номинальная среднемесячная заработная плата на одного работающего (рублей) |
4248 |
2790 |
152,3 |
Просроченная задолженность по заработной плате на 01.01.2005 (млн. рублей) |
1,6 |
770,1 |
0;2 |
Собственные доходы бюджета надушу населения (тыс. рублей) |
3,8 |
2,3 |
165,2 |