Установка бордюров придает мощению больше прочности, предотвращает обламывание краев. Рекомендуется применять бордюры на гравийных дорожках и площадках, чтобы воспрепятствовать рассыпанию материала. В качестве бордюров используют крупные камни, специальные бетонные бордюры, дерево. Можно устанавливать бордюры вровень с мощением или выше. В этом случае обычно стремятся придать больше прочности краю.
Порядок выполнения работ при установку бордюров:
- вдоль будущей дорожки или площадки выкопать траншею на глубину установки бордюра;
- приготовить бетон;
- установить бордюрные камни на свежий бетон по уровню. Бордюрный камень должен быть утоплен в бетон примерно на половину своей высоты;
- после застывания бетона засыпать траншею с внешней стороны мощения.
Тротуар – пешеходная дорожка, по сторонам проезжей части улицы вдоль домов.
Ширину тротуаров назначают в зависимости движения пешеходов и расположения тротуаров относительно застройки. Ширина одной полосы принимается 0,75 м.
Асфальт на тротуарах укладывают как асфальтоукладчиком, так и ручным способом. Асфальт укатывают либо легкими катками, либо ручными катками.
Выполнение работ по устройству дорожной одежды производится асфальтоукладчиками «Титан – 325» с трамбующим брусом и виброплитой и катками.
Покрытия из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих асфальтобетонных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5, осенью - не ниже 10;
Для транспортирования асфальтобетонной смеси используются автомобили-самосвалы КАМАЗ 65115 грузоподъёмностью 20 т. Самосвалы должны быть оборудованы тентом.
Выгрузка смеси из автосамосвалов осуществляется в приемный бункер асфальтоукладчиков. Для недопущения сегрегации асфальтобетонной смеси при выдаче из смесительной установки, необходимо разбивать выгружаемую смесь на несколько порций, при этом первые две порции должны быть выгружены в переднюю и заднюю часть кузова самосвала, а остальная смесь равномерно распределяться между двумя первыми порциями. Высота выгрузки смеси (затвор мешалки - дно кузова самосвала) не должна превышать 1,5м.
В каждом автомобиле, прибывающем к месту укладки, измеряют температуру горячей асфальтобетонной смеси и, если она ниже указанной, смесь бракуют.
Толщина слоя укладываемых асфальтобетонных смесей должна быть больше проектной на 10-15%, а при ручной укладке в труднодоступных местах - на 25-30% (уточняется при пробном уплотнении). В процессе укладки толщину уложенного слоя контролируют металлическим щупом с делениями.
Перед началом укладки необходимо провести работы по подготовке асфальтоукладчика:
установить рабочий орган (плиту) на заданную толщину укладываемого слоя (6 см плюс припуск на уплотнение 10-15%);
установить выглаживающую плиту с углом атаки 2-3 градуса;
настроить автоматическую систему обеспечения ровности и поперечного уклона;
установить режимы работы трамбующего бруса и выглаживающей плиты, в соответствии с инструкцией; установить высотное положение шнека, при этом расстояние от нижней кромки до поверхности укладываемого покрытия должно быть 7 см;
прогреть выглаживающую плиту;
стенки приемного бункера должны быть тщательно очищены и смазаны;
Копирная струна для работы автоматических систем асфальтоукладчика устанавливается на обочине. Если ровность нижележащего слоя обеспечена, то в качестве копира можно использовать лыжу, которая крепится на асфальтоукладчике и перемещается по основанию или смежной уплотненной полосе покрытия.
При укладке конструктивных слоев сопряженными полосами работу организуют так, чтобы к концу смены слой был уложен на всю ширину.
Для обеспечения нормативной ровности укладчик должен двигаться непрерывно с постоянной скоростью. Для этого асфальтобетонная смесь должна равномерно доставляться к укладчику.
Асфальтобетонные смеси уплотняют сразу же после укладки. Слои из горячих асфальтобетонных смесей следует уплотнять, начиная с той максимально возможной температуры, при которой не образуется деформаций от укатки, что позволит увеличить время эффективного уплотнения и при меньших затратах работы катков достигнуть более высокой плотности и механической прочности асфальтобетона.