Показатели различают основные и производные. К основным показателям относят численность рабочих nр и количество машин пм в технологической линии, а также производительность линии Рл.
Производительность технологической линии определяется количеством тонн груза, которое линия может перегрузить в течение рабочей смены, включая затраты времени на получение, проверку, ежесменное обслуживание и сдачу машин и технологической оснастки, расстановку машин и настройку работы линии, технологические перерывы и переходы с одного места работы на другое. На практике в различных целях определяют также часовую производительность линии, которая является условно-расчетной величиной и находится как частное от деления технологической сменной производительности линии на продолжительность смены в часах. Условность этой величины заключается в том, что если для производства работ выделить только один час, то расчетная производительность не будет достигнута, так как затраты времени на подготовительно-заключительные Операции остаются теми же, что и для целой смены, т. е. удельный вес продолжительности непосредственного осуществления грузовых операций в общем, бюджете времени будет значительно меньшим. При сложно настраиваемом технологическом процессе за выделенный час вообще не будет перегружено ни одной тонны груза.
Кроме основных существуют производные технологические показатели:
Трудоемкость перегрузки одной тонны груза (чел.-ч/т, нормо-ч/т)
Т = tсм nр / Рл, (14)
Где: tсм — продолжительность смены, ч;
Технологическая производительность одной машины (т/машино-ч):
Рм = Рл / =(
t
см
n
р). (15)
Где: Рм — число машин одного типа, параллельно осуществляющих одну и ту же технологическую операцию в составе линии;
Выработка на одного рабочего (т/чел.-ч):
Рр = Рл /
t
см
n
р
). (16)
Под технологической производительностью машины (ее не следует путать с технической) понимается количество тонн, которые может перегрузить машина за час работы при определенных условиях в установившемся оптимальном режиме без учета затрат времени на выполнение подготовительно-заключительных операций, технологических перерывов и переходов.
Производительность технологической линии и входящих в ее состав машин, а также выработка на одного рабочего являются важнейшими технологическими показателями, оказывающими основное влияние на технико-экономическую эффективность технологического процесса.
Значение технологии заключается в том, что от ее эффективности, в основном, зависит производительность технологической линии и количество рабочих в ее составе. Это оказывает существенное влияние на интенсивность обработки транспортных средств и потребность порта в рабочей силе. Отсюда очевидно, что эффективность технологии является важнейшим фактором, от которого в наибольшей степени зависят конечные результаты основной производственной деятельности порта. В связи с этим достижение максимально возможного уровня совершенства технологии является одной из основных задач эксплуатационного персонала портов, пароходств и управлений министерства.
Технология перегрузочных работ определяется рядом условие (факторов), которые разделяют на внешние, т. е. непосредственно не зависящие от порта, и внутренние.
Внешние условия — к ним, прежде всего, относят свойства груза и форму его предъявления к перевозке и перегрузке. Физические свойства груза, способ его упаковки, размеры и форма грузовых мест, их приспособленность к перегрузке различными подъемно-транспортными машинами, требования к оборудованию мест хранения, подверженность порче и повреждениям, степень опасности для людей и агрессивность по отношению к окружающей среде — все эти и ряд других особенностей груза существенно влияют на характер технологического процесса и в целом носят название транспортной характеристики груза.
Другим внешним условием является применяющаяся технология перевозки и характеристика используемых транспортных средств. Один и тот же груз можно перевозить на различных судах, в разных вагонах и автомашинах, более или менее удобных для погрузки и выгрузки.