Насыпной груз на суда грузят причальными судопогрузочными машинами, как правило, конвейерного типа с телескопическими вертикальными спускными трубами, а выгружают береговыми пневмоперегружателями большой мощности или судоразгрузочными машинами с вертикальными винтовыми подъемниками или нориями, оснащенными на конце специальными заборными устройствами.
Пылевидные грузы часто перегружают по технологическим схемам, почти полностью основанным на применении пневмотранспорта
Состав и производительность технологической линии при перегрузке насыпных грузов на специальном портовом комплексе зависит от его типа, схемы механизации и технических возможностей подъемно-транспортных машин.
Для перегрузки зерна в морских портах, кроме береговых пневмоперегружателей, используют плавучие (рис. 62). Их назначение — производство работ по варианту судно—судно для отправки прибывших морем грузов по внутренним водным путям на речных судах, а также для разлихтеровки (распаузки) крупнотоннажных балкеров до проходной осадки, позволяющей войти в мелководные порты и стать к причалу для обработки. Плавучие пневмоперегружатели имеют две—четыре технологические линии, обеспечивающие подачу груза от 80 до 350 т/ч каждая. Использующиеся в настоящее время в отечественных портах перегружатели итальянской фирмы «Реджиане» имеют по четыре линии общей технической производительностью 500 т/ч (технологическая 300—350 т/ч).
Суда плавперегружателями можно обрабатывать на внешнем и внутреннем рейде, а также у причала, если позволяет осадка. Экономически наиболее целесообразно производить работы на внутреннем рейде или у свободного, вспомогательного, реконструируемого или по иной причине длительно незанятого причала
Перспективы развития специальных комплексов для насыпных грузов связаны с созданием перегрузочных машин весьма большой производительности и эффективности, улучшением защиты окружающей среды.
На универсальных портовых комплексах насыпные грузы перегружают портальные краны или мобильные пневмоустановки. Грузовые работы ведут по прямому варианту или через универсальные склады с открывающейся крышей.
Суда разгружают кранами с помощью грейферов. При повышенной текучести груза применяют грейферы со специальным резиновым уплотнением
|
Рис 62. Плавучий зерноперегружатель |
Груз высыпают в бункерные, прикрепленные к порталам кранов, или в портальные бункеры установки на рельсовом ходу (рис. 63), откуда самотеком они поступают в специальные или универсальные крытые вагоны через верхние люки, а также в полувагоны, если последние используют для перевозки по железной дороге. Груз из подпалубного пространства на просвет люка подают ковшовыми тракторопогрузчиками. Кроме того, для некоторых грузов можно использовать машины типа ПСГ, хотя и с меньшей производительностью. Для загрузки вагонов наиболее эффективны портальные бункерные вместимостью 120 т, конструкция которых дает возможность одновременно загружать два вагона. В универсальных вагонах с несамоуплотняющимися дверьми до загрузки устанавливают дверные щиты. Чтобы вагоны были заполнены в соответствии с их грузоподъемностью, применяют дозаторы (рис. 64), отрегулированные на определенную длину в зависимости от насыпной массы груза Дозаторы вставляют в верхние люки. В них вводят спускные рукава.