Момент статического сопротивления на валу двигателя при торможении механизма определяется по формуле:
где Fб – усилие в канате, H;
z – число простых полиспастов в системе;
Dб – диаметр барабана, м;
η – КПД механизма в целом, η = 0,85;
Uр – фактическое передаточное число привода.
Необходимый по нормам Ростехнадзора момент, развиваемый тормозом, определяется по формуле:
где KТ – коэффициент запаса торможения, принимаем KТ = 1,5 - для среднего режима работы механизма.
Выбираем тормоз ТКГ – 300:
- тормозной момент Т = 800 Н∙м;
- диаметр тормозного шкива D=300 мм;
- масса тормоза 100 кг;
Определение тормозных характеристик механизма
Время торможения при опускании груза определяется по формуле:
где TТ – необходимый момент развиваемый тормозом (см. п. 1.13), Н·м;
TсТ – момент статического сопротивления на валу двигателя при торможении механизма (см. п. 1.13), Н·м.
Замедление при торможении определяется по формуле:
Таблица 2 – Проверка полученных значений тормозных характеристик на соответствие рекомендуемым значениям для механизма подъёма
Параметр |
Время торможения |
Замедление при торможении |
Обозначение |
tT |
aT |
Расчетное значение |
0,938 с |
0,02 м/с2 |
Допускаемое значение |
|
для массовых грузов < 0,6 м/с2 |
Вывод |
соответствует |
соответствует |
Проверка двигателя на нагрев
Во избежание перегрева двигателя, необходимо чтобы развиваемая им среднеквадратическая мощность удовлетворяла условию:
Средняя квадратичная мощность электродвигателя определяется по формуле:
где Tср – средний квадратичный момент преодолеваемый электродвигателем, Н·м;
nэл. – частота вращения электродвигателя, мин-1.
где ∑tп – общее время пуска при подъёме и опускании груза, с;
tу – время установившегося движения, с;
∑t – общее время работы электродвигателя, с;
Tср.п. – средний пусковой момент двигателя (см. п. 1.12), Н·м;
Tс – момент статических сопротивлений на валу двигателя при подъёме, Н·м;
TсТ – момент статических сопротивлений на валу двигателя при торможении механизма, т.е. при опускании груза (см. п. 1.13), Н·м.
В качестве исходных данных для расчета используем график загрузки механизма, в соответствии с рекомендациями [1, с. 16, рис. 1.1]. Соответственно для легкого режима работы механизма подъёма, график будет иметь следующий вид (см. рис. 2):
Будет работать с номинальным грузом Q = 100000 кг – 1 раз, с грузом 0,5·Q = 50000 кг – 5 раз, с грузом 0,2·Q = 25000 кг – 1 раз, с грузом 0,05·Q = 5000 кг – 3 раза.
Сведем результаты расчетов с различными грузами в таблицу 3.
Таблица 3 – Результаты расчетов
Параметр |
Обозначение |
Единица измерения |
Результаты расчета при Q, кг | |||
100000 |
50000 |
20000 |
5000 | |||
КПД |
η |
– |
0,85 |
0,8 |
0,65 |
0,5 |
Натяжение каната |
Fб |
Н |
125000 |
62500 |
25000 |
6250 |
Момент при подъёме |
Tс |
Н · м |
311 |
199 |
63,6 |
15,9 |
Время пуска при подъёме |
tп |
с |
1,76 |
0,934 |
0,933 |
0,932 |
Момент при опускании груза |
TсТ |
Н · м |
225,44 |
112,7 |
36,1 |
11,3 |
Время пуска при опускании |
tоп |
с |
0,155 |
0,185 |
0,242 |
0,271 |