Составляем систему уравнений следующим образом:
Кинетическая энергия системы:
Потенциальная энергия системы:
,
где
Берем , т.к. угол мал и
Т.к. в системе есть сила пропорциональная скорости перемещения, то пользуемся трансцендентной функцией:
Проводим преобразования для составления уравнений Лагранжа:
Подставляем полученные выражения в уравнения Лагранжа:
Для численных расчетов были взяты следующие данные, близкие к параметрам автомобиля Chevrolet-Niva:
жёсткость переднего колеса_ 195000.0 Н/м
жёсткость заднего колеса_195000.0 Н/м
жёсткость передней пружины_26000.0 Н/м
жёсткость задней пружины_26000.0 Н/м
жёсткость сидения_25000.0 Н/м
коэффициенты демпфирования:
передних колёс_250.0
задних колёс_250.0
передних амортизаторов:
на ходе отбоя:
до открытия клапана_ 2070.0
после открытия клапана_1120.0
на ходе сжатия:
до открытия клапана_290.0
после открытия клапана_180.0
скорость открытия клапана
переднего амортизатора:
при отбое_0.105 м/с
при сжатии_-0.2 м/с
коэффициенты демпфирования
заднего амортизатора:
при отбое до открытия клапана_5150.0
при отбое после открытия клапана_2725.0
на ходе сжатия до открытия клапана_730.0
на ходе сжатия после открытия клапана_454.0
скорость открытия клапана
заднего амортизатора:
при отбое_0.105 м/с
при сжатии_-0.2 м/с
коэффициент демпфирования сидения_1000.0
передняя неподрессоренная масса_96.0 кг
задняя неподрессоренная масса_120.0 кг
масса водителя_75.0 кг
подрессоренная масса_1655.0 кг
момент инерции_1700.0 кг*м2
расстояние от центра масс:
до передней оси_1.117 м
до задней оси_1.333 м
до сидения водителя_0.075 м
скорость проезда_44.4444 м/с
Методика исследований
Для теоретического исследования был применён метод, позволяющий изучать колебания сложных нелинейных систем с помощью ЭВМ.
Для численного решения уравнений Лагранжа был применён одношаговый метод Рунге-Кутта четвёртого порядка точности. Его сущность состоит в том, что таблица приближенных решений в каждый текущий момент времени вычисляется по значениям решения в предыдущей точке по формулам:
, где
Где - правые части уравнений Лагранжа.
При исследовании стационарных установившихся колебаний находятся вероятностные характеристики (дисперсия) этих процессов, необходимые для оценки плавности хода автомобиля.
Демпфирующие характеристики амортизаторов взяты реальные линейно-аппроксимированные.
Для исследований микропрофиль дорог был взят с шагом:
Асфальт-0,25м
Булыжник -0,125м
Для решения дифференциальных уравнений была разработана программа на языке программирования Turbo Pascal 7.0 разработанная программа и её блок схема приведена в приложении 1.