Предусмотрены различные способы повышения эксплуатационной готовности за счет введения избыточности. Концепция резервирования должна опираться на эксплуатационные потребности; ее экономическая эффективность зависит от интенсивности движения поездов. В системе ALISTER дублированы модули электроснабжения и некоторые цепи в модулях ввода/вывода. Расчеты и опыт эксплуатации показывают, что основной причиной системных отказов является выход из строя устройств электроснабжения, и их сравнительно недорогое дублирование позволяет существенно улучшить эксплуатационную готовность. Подтвержденная на практике высокая надежность используемых промышленных компонентов позволила отказаться от дублирования вычислительного ядра и системы шин.
Система ALISTER с самого начала разрабатывалась в расчете на обеспечение уровня безопасности SIL4 по нормам CENELEC. Этому уровню соответствует и величина вероятности опасных отказов, рассчитанная Banverket в рамках анализа рисков для железных дорог страны в целом.
Концепцию системы МПЦ ALISTER для региональных линий отличают:
• модульная системная архитектура с интерфейсами, выполненными по открытым стандартам;
• последовательное выполнение требований открытых стандартов;
• высокая эксплуатационная готовность;
• максимально широкое использование параметрических данных и возможность самостоятельного переконфигурирования системы с помощью программ редактирования и других инструментальных средств;
• простота проектирования и верификации топографии оборудования конкретного участка;
• простота технического обслуживания благодаря наличию многочисленных средств диагностики и тестирующих программ;
• гарантия поставок компонентов или их функционально совместимых аналогов в течение длительного срока.
Система МПЦ предназначена для эксплуатации на однопутных и двухпутных региональных линиях с высокой плотностью движения поездов и допустимой скоростью до 160 км/ч [5].
В таблице 1.1 приведен перечень наиболее известных зарубежных систем МПЦ, которые ориентированы на разные условия движения и широко используются в зарубежных странах.
Таблица 1.1 – Зарубежные системы МПЦ
Название системы |
Государство. Фирма - разработчик |
Способы обеспечения безопасности |
Область применения |
El S |
Германия Siemens |
Специализированные ЭВМ «SIMIS». Режим работы «2 из 2», «2 из 3» и «2 х (2 из 2)». Однотипное программное обеспечение (ПО). Фоновое тестирование. |
Крупные и средние станции с интенсивным движением. |
El S Regio |
Германия Siemens |
Малые станции, управление из общего центра. | |
SICAS |
Германия Siemens |
Второстепенные участки ж.д., заводские пути. | |
El L (ESTW L90) |
Германия Alcatel SEL |
Универс. ЭВМ, образующие 3-канальный блок безопасности SELMIS. ПО в каналах идентичное. |
Крупные и средние станции с интенсивным движением. |
ELECTRA |
Австрия Alcatel SEL |
Универс. ЭВМ, образующие 2-канальную систему. Различное ПО в каналах. |
Крупные и средние станции с интенсивным движением. |
EBILOCK |
Швеция ABB Signal |
Универс. ЭВМ. 1-канальная система со сравнением результатов разного ПО. |
Крупные и средние станции с неинтенсивным движением. |
ALISTER |
Швеция NovoSignal |
Универс.ЭВМ. 2-канальная система с разными ЭВМ и ПО в каналах. |
Средние и малые станции с интенсивным движением |
SSI |
Великобритания GEC и Westinghouse |
Универс. ЭВМ образуют многоканальную систему с однотипным ПО в каналах. |
Крупные и средние станции с интенсивным движением. |
WESTRACE |
Великобритания Westinghouse |
Универс. ЭВМ. 1-канальная система со сравнением результатов разного ПО. |
Малые станции, управляемые и общего центра. |
VPI |
США General Railway Signal |
Универс. ЭВМ. 1-канальная структура с повторной обработкой одних и тех же данных. |
Малые станции с небольшими размерами движения. Управление из общего центра. |
SMILE |
Япония |
Универс. ЭВМ, образующие 3-канальную систему с идентичным ПО. Режим работы «2 из 3». |
Крупные и средние станции. |
Mikro-SMILE |
Япония |
Малые станции. |