Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения утверждаются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учётом международных стандартов.
Согласно статье 45 «Общие экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов» Закона экологические требования, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, создают ограничительные режим производственной деятельности предприятий в интересах охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Предприятие обязано возместить ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344 утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещением отходов, другие виды вредного воздействия.
В соответствии с ним устанавливаются два базовых норматива платы: за загрязнение в пределах допустимых нормативов и за загрязнение в пределах установленных лимитов.
За сверхлимитные выбросы сбросы и размещение отходов взимается плата в пятикратном и двадцатипятикратном размере по отношению к установленным лимитам.
Динамика платежей за выбросы, сбросы и размещение отходов представлена в таблице 1
Таблица 1 - Платежи станции за загрязнение окружающей среды за 2005-2007 годы, руб.
Годы |
За выбросы в атмосферу от стационар-ных источников |
За выбросы в атмосферу от передвижных источников |
За размещение отходов |
За сброс сточных вод |
Итого |
2005 |
19831,75 |
37,18 |
51821,31 |
17,11 |
71707,35 |
2006 |
37558 |
48,38 |
52763,35 |
18,59 |
90388,32 |
2007 |
18338,75 |
42,36 |
43696,2 |
24,79 |
62102,1 |
Из таблицы 4.3 видно, что видно, что за 2006 г. плата за выбросы от стационарных источников выросла в два раза, что связано с ростом коэффициентом индексации в 1,08 раза и увеличения расхода топлива т.к котельная работала в зимний и летний период.
В 2007 г., несмотря на рост коэффициента индексации, плата снизилась в два раза, потому что была теплая зима.
Плата за выбросы от передвижных источников в 2006 году выросла в 1,3 раза, что связано с ростом коэффициента индексации и расходом топлива.
В 2007 году плата от передвижных источников снизилась в 1,14 раза, несмотря на рост коэффициента индексации. Снижение платы связано со снижением расходов топлива.