МПЦ, структурная схема которой представлена в приложении А, является открытой и наращиваемой системой, легко адаптируется к условиям конкретного полигона управления при проектировании и во время эксплуатации. МПЦ интегрируется с определенной составной частью исполнительных схем традиционных релейных ЭЦ.
МПЦ строится по трехуровневой структуре. Верхним уровнем являются автоматизированные рабочие места дежурного по станции (АРМ ДСП) на базе резервированных ЭВМ и АРМ дежурного электромеханика. Ко второму уровню относится комплекс технических средств управления и контроля (КТС УК). Комплекс состоит из источников питания, контроллеров, плат контроля и управления. Третий уровень включает исполнительные схемы, построенные на синтезе микроэлектронной аппаратуры и исполнительных схем релейной централизации. Выполнение функций, обеспечивающих безопасность движения, возлагается на минимальное число реле 1 класса надежности, а также на специальные меры аппаратного и программного характера.
Использование современных стандартных средств вычислительной техники для ввода информации не требует изготовления специализированных органов управления (манипуляторов). В системе МПЦ применены центральные зависимости и центральное питание. Аппарат управления – стандартная клавиатура ПЭВМ, манипулятор типа «мышь». Используется стативный монтаж с кабель-ростами. Он уменьшает трудоемкость монтажных работ. Исполнительные схемы строятся по плану станции.
Безопасность движения обеспечивается, как уже отмечалось, использованием реле 1 класса надежности, а также специальных мер аппаратного и программного характера. К аппаратным мерам безопасности могут быть отнесены:
- динамический режим работы аппаратуры;
- повышенная разрядность адресных и информационных шин;
- К программным мерам безопасности относятся:
- применение безопасного программного обеспечения;
- применение циклического или сигнатурного кодирования приказов;
- реализация одного действия различными алгоритмами.
- Система МПЦ выполняет следующие основные функции:
- выполнение маршрутного набора;
- реализация режима автодействия светофоров;
- фиксация неисправностей;
- оповещение монтеров пути;
- обдувка стрелок.
- Кроме того, выполняются и другие функции благодаря использованию программируемой элементной базы:
- автоматическое протоколирование действий персонала, работы системы и устройств;
- оперативное предоставление нормативно-справочной информации и данных технико-распорядительного акта (ТРА) станции;
- реализация функции линейного пункта ДЦ для кодового управления станцией без дополнительных капитальных затрат;
- автоматизация управления путем формирования маршрутных заданий на предстоящий период (без ограничения емкости буфера);
- накопление маршрутов как по принципу очереди, так и по времени исполнения (без ограничения емкости буфера);
- хранение, просмотр и статистическая обработка отказов МПЦ;
- поддержка оперативного персонала в нештатных ситуациях (исключение некорректных действий пользователя, режим подсказки);
- реконфигурация зоны управления (возможность привлечения помощника при увеличении загрузки, использование нескольких человек в дневной период и одного – ночью или передача на кодовое управление с близлежащей соседней станции в ночное время суток);
- сопряжение с информационными системами вышестоящего уровня.
В системе реализуется программное маршрутное и индивидуальное управление стрелками. Кроме того, обеспечивается возможность автоматической установки маршрутов на предстоящий период (при согласии ДСП) с выдачей речевых сообщений в случаях недопустимых отклонений и нарушений работы устройств.
В деятельности дежурного при работе с МПЦ можно выделить два режима: основной и вспомогательный. В первом режиме реализуются функции контроля состояния станционных устройств и управления объектами (стрелками, сигналами и др.) с обеспечением всех условий безопасности.
Во втором режиме (вспомогательном) можно управлять устройствами СЦБ при нарушениях их нормального функционирования. Это относится к использованию пригласительных сигналов, вспомогательному переводу стрелок, аварийной смене направления на однопутном перегоне, искусственному размыканию секций маршрута, вспомогательному режиму открытия переезда. С учетом того, что пользование перечисленными ответственными командами связано частично или полностью блокировочных зависимостей по обеспечению условий безопасности, в АРМ реализованы следующие принципы: