Математическая модель процесса тепловыделения в цикле сгорания строится на основе оптимального потребления топлива в каждом цикле подачи топлива.
Математическая модель использует следующий алгоритм расчета:
Программа расчета оптимальной подачи топлива в цилиндры инжекторного двигателя и определения теплоотдачи при сгорании топлива включает в себя несколько блоков (подпрограмм) расчета.
Данные блоки содержат:
1) подпрограмму предварительного расчета основных параметров работы двигателя;
2) подпрограмму расчета параметров впуска;
3) подпрограмму расчета параметров процесса впуска;
4) подпрограмму расчета процесса сжатия;
5) подпрограмму расчета параметров процесса сгорания;
6) подпрограмму определения основных параметров управления оптимальной подачей топлива и параметров теплоотдачи
Блок (подпрограмма) предварительного расчета основных параметров работы двигателя
1. Объявляются переменные:
Ne – мощность двигателя (в л.с. или кВт, например, 76,2)
z – коэффициент тактности (для четырехтактных двигателей z = 2)
pe – среднее эффективное давление (pe = 8,5-9,5)
D – диаметр поршня, мм (перевести в м – умножить на 10-3, например,)
S – ход поршня, мм (перевести в м – умножить на 10-3)
ψ – отношение хода поршня к диаметру цилиндра (безразмерная величина, для бензиновых двигателей – ψ = 0,70 – 1,0)
ε – степень сжатия (отношение объема цилиндра камеры сгорания в нижней мертной точке к объему в верхней мертвой точке)
α – коэффициент избытка воздуха (α = 1,0 – для стехиометрической смеси, для расчета выбираем из диапазона (α = 0,9 – 1,1) – коэффициент αk = f(nj) – закон изменения определяем сами)
i – количество цилиндров (для нашего расчета принимаем четырехцилиндровый двигатель, т.е. i = 4)
j – количество итераций (циклов) при расчете числа оборотов двигателя с шагом 200 мин-1 (от 400 до 6000 мин-1)
k – количество итераций (циклов) при расчете коэффициента α
nj – число оборотов коленчатого вала для j-ой итерации(мин-1)
Vh – рабочий объем двигателя (в л или м3)
Vц – рабочий объем одного цилиндра (в л или м3)
L0 – теоретически необходимое количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива
М1 – массовое количество горючей смеси, кг
М2 – общее количество продуктов сгорания
2. Присваиваем переменным значения (ввод исходных данных для расчетов по формулам)
Ne = 150 л.с.
i = 4
D = 100 мм
ψ = 0,95
ε = 9,1
nj = 400 мин-1 (+ 100 для каждого следующего j)
pe = 9
αк = 0,9
3. Даем количество итераций (циклов расчета)
j = j +100
k = k + 0,1
4. Производим расчеты по формулам
- определяем Vh =
- определяем Vц = Vh/i
- определяем S = ψD
4. Тепловой расчет
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива
где mв = 28,96 кг/моль – молекулярная масса воздуха при нормальных атмосферных условиях.
Количество горючей смеси
Количество отдельных компонентов продуктов
Общее количество продуктов сгорания:
М2 = МСО+ = 0,0072 + 0,064 + 0,0036 + 0,0689 + 0,389 = 0,533 кмоль пр.сг/кг топлива
Коэффициент молекулярного изменения горючей смеси
m0 = М2/М1 = 0,533/0,499 = 1,07
Вывод полученных результатов на экран или в таблицу
- рабочий объем двигателя Vh
- рабочий объем цилиндра Vц
- ход поршня S
Блок (подпрограмма) расчета параметров процесса впуска
1. Объявляются переменные
ΔТ сз – температура подогрева свежего заряда, К
ρ0 - плотность заряда на впуске, кг/м3
р0, Т0 - параметры окружающей среды (давление и температура)
Δpa – потери давления на впуске
(b2 + zвп) - коэффициент сопротивления при впуске
wкл - средняя скорость заряда в клапане, м/с
ра – давление в конце впуска;
γг – коэффициент остаточных газов