В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и TP выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические; ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля; обслуживание аккумуляторных батарей; шиномонтаж; балансировка колес; ремонт камер и т.п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объёмом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.
На СТО, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.), выполнению обойных работ и т.п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указывается программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.
Распределение общего годового объема работ по ТО и TP по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято по данным табл. 4 [1].
Для выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения:
;
где:
Т - общий годовой объем работ СТО, чел-ч; - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (φ =1,15);
kп - доля постовых работ в общем объеме (0,75 .0,85);
Драб.г - число рабочих дней в году;
Тсм - продолжительность смены;
С - число смен;
Рп - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (РП=0,9 . 1,1);
- коэффициент использования рабочего времени поста (ηП =0,9).
Для нашей СТО:
постов.
Используя данные табл. 4 [1] производим распределение годового объема работ ТО и TP проектируемой СТО по видам и месту выполнения (табл. 5).
Таблица 3.3 – распределение годового объема работ ТО и TP по видам и месту выполнения
Вид работ |
Распределение объема работ ТО и TP по видам |
Распределение объема работ ТО и TP по месту выполнения | ||||
На рабочих постах |
На производственных участках | |||||
% |
чел-ч |
% |
чел-ч |
% |
чел-ч | |
Диагностические |
3 |
12043,44 |
100 |
12043,44 |
— |
— |
ТО, смазочные |
8 |
32115,84 |
100 |
32115,84 |
— |
— |
установка углов управляемых колес |
3 |
12043,44 |
100 |
12043,44 |
- |
- |
Ремонт и регулировка тормо зов |
2 |
8028,96 |
100 |
8028,96 |
- |
- |
Электротехнические |
3 |
12043,44 |
80 |
7371 |
20 |
1842,75 |
По приборам системы питания |
3 |
12043,44 |
70 |
6449,625 |
30 |
2764,125 |
Аккумуляторные |
2 |
8028,96 |
10 |
614,5 |
90 |
5528,25 |
Шиномонтажные |
1 |
4014,48 |
30 |
921,375 |
70 |
2149,875 |
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
8 |
32115,84 |
50 |
12285 |
50 |
12285 |
Кузовные и арматурные |
35 |
140506,8 |
75 |
80620,3125 |
25 |
26873,4375 |
Окрасочные |
25 |
100362 |
100 |
100362 |
- |
- |
Обойные |
2 |
8028,96 |
50 |
3071,25 |
50 |
3071,25 |
Слесарно-механические |
5 |
20072,4 |
- |
- |
100 |
15356,25 |
Итого |
100 |
401448 |
- |
237254,0625 |
- |
69870,9375 |