Тормозные свойства – совокупность свойств, определяющих максимальное замедление автомобиля при его движении на дорогах в тормозном режиме, предельные значения внешних сил, при действии которых заторможенный автомобиль надежно удерживается на месте или имеет необходимые минимальные установившиеся скорости при движении под уклон.
Тормозные свойства характеризуют способность автомобиля обеспечивать необходимый темп снижения его скорости, а также удерживать его на уклоне, это достигается применением на автомобиле тормозных систем.
Тормозной диаграммой автомобиля называется зависимость скорости от замедления. Начало координат соответствует моменту нажатия на тормозную педаль (начало торможения).
Время реакции tр водителя для нормальных условий равно 0,2–1,5 с. Примем tр=0,5 с.
Время срабатывания тормозного привода tпр для гидравлического привода равно
tпр= 0,2 с.
Время нарастания замедления tз. Примем tз =0,5 с.
Время торможения автомобиля tт. Для гидравлического привода 0,1–0,4 с. Примем 0,2 с.
Время от начала отпускания тормозной педали до возникновения зазоров между фрикционными элементами называется временем растормаживания tраст.
Полное время торможения считается по формуле:
tпт= tр+ tпр + tз + tт
Тормозной путь считается по формуле:
Sт=0,04 × Vа × кэ/jх
Vа – начальная скорость при торможение, примем Vа=30 км/ч;
кэ=1, т. к. jх≤0,4.
jх=0,21
Рассчитаем тормозной путь при заданных условиях:
Vа |
Sт |
30,000 |
13,228 |
25,000 |
9,186 |
20,000 |
5,879 |
15,000 |
3,307 |
10,000 |
1,470 |
5,000 |
0,367 |
0,000 |
0 |
Вывод: По построенной тормозной диаграмме можно определить, что важными факторами, которые влияют на время торможения, являются: тип автомобиля, квалификация и состояния водителя (трезвость, усталость), тип тормозного привода (гидравлический или пневматический), состояние тормозной системы, состояние дороги и дорожной ситуации.
Остановочным путь – это путь, проходимый автомобилем от момента, когда водителем была замечена опасность, до полной остановки автомобиля. Он равен сумме тормозного пути и пути, проходимого за время реакции водителя.