Для перевозки груза требуется морское судно, которое необходимо зафрахтовать. Фрахтование судов (chartering of vessels) - процесс заключения условий договора фрахтования судна.
Трамповое судоходство - форма морского судоходства, при которой суда эксплуатируются на нерегулярной основе. Они не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другой в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения грузов. Цена перевозки и другие коммерческие условия устанавливаются на каждый рейс или несколько рейсов на основе договора.
В более широком смысле под фрахтованием понимается также работа по бронированию линейного тоннажа, которое оформляется подписанием букинг-нота.
Тоннаж или брутто-регистровый тоннаж или валовая вместимость судна (tonnage, gross register tonnage) объем помещений судна, за исключением вспомогательных помещений, оговоренных в правилах обмера судов, выраженный в регистровых тоннах. Одна брутто-регистровая тонна равна 100 куб. фунтов или 2,83 куб. метра [8].
Фрахтование судов в трамповом судоходстве обычно осуществляется через экспедиторов - фрахтовых брокеров, а в линейном судоходстве - через разветвленный аппарат аквизиторов.
Покупатель, продавец (отправитель) груза, фрахтующий тоннаж, называется фрахтователем, а судовладелец, предоставляющий тоннаж для перевозки (перевозчик), — фрахтовщиком.
По договору фрахтования фрахтовщик принимает на себя обязательство перевезти груз из порта отправления в порт назначения и выдать его грузоотправителю, а фрахтователь обязуется уплатить за это перевозчику обусловленную плату (фрахт).
Многолетняя практика фрахтования судов выработала определенную технику заключения фрахтовой сделки. Между судовладельцем (фрахтовщиком) и фрахтователем производится обмен предложениями об условиях, на которых грузовладелец (грузоотправитель) предлагает зафрахтовать судно или на которых судовладелец предлагает отфрахтовать свое судно.
Эти переговоры, как правило, ведутся через брокеров судовладельцев и фрахтователей, которые специализируются на фрахтовании судов определенного типа (сухогрузных или наливных), по роду груза (лес, зерно и т. д.) и по направлениям перевозок.
Фрахтовый брокер должен обладать большим объемом специальных и общих знаний, быть хорошо информированным о конъюнктуре мирового фрахтового рынка, о материалопотоках, спросе на тоннаж, предложениях тоннажа в конкретном сегменте фрахтового рынка.
Судовладелец, имеющий свободный тоннаж, обращается к брокеру с предложением подыскать на фрахтовом рынке груз, подходящий для перевозки на определенных условиях.
В современной международной практике фрахтования тоннажа используются два основных способа установления деловых связей между фрахтователями и судовладельцами: прямой, предусматривающий установление непосредственных связей между ними, и косвенный, когда используется промежуточное посредническое звено.
Сделки по фрахтованию судов заключаются либо через специальных посредников-брокеров, либо непосредственно между судовладельцами и фрахтователями. Институт брокеров получил официальное признание первоначально в Великобритании в форме Королевского диплома. Сейчас брокерские фирмы существуют во всех морских державах.
Брокерские операции заключаются в установлении контакта между судовладельцем и фрахтователем. Независимо от того, какой конкретной деятельностью брокер занимается или кого представляет, он всегда выступает как посредник в узком юридическом смысле. Брокер никогда не является стороной в договоре, а выступает исключительно с целью сведения сторон, которые берут на себя обязательства по сделке, заключенной при его посредничестве. В отличие от агента, брокер не является представителем, он не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон и действует на основе отдельных поручений [2, с. 59].