Фрахтование трампового тоннажа является одним из наиболее важных аспектов коммерческой работы на морском транспорте и основой трампового судоходства.
Во фрахтовых операциях наиболее тесно переплетаются коммерческие интересы судовладельцев и выступающих в качестве фрахтователей торговцев и промышленников, экспортирующих или импортирующих промышленное или сельскохозяйственное сырье, энергоносители, металлы, удобрения, лес и многие другие товары.
Чартер-партия - один из древнейших документов морской коммерции. Это классический образец "свободного контракта", его условия не регламентируются ни на национальном, ни на международном уровне. В условиях отсутствия национальных законодательных и международных конвенциональных норм, регламентирующих чартер, большое значение имеют сложившиеся обычаи, судебные решения по спорам, связанным с чартером.
Появление чартера как документа обязано так называемому "трамповому судоходству", при котором суда не придерживаются определенных линий, а совершают перевозки в любых направлениях, для которых имеется на данный момент груз. Эти суда получили название "трамповых" от английского слова tramps - судно-бродяга.
Чартер оказался обоюдовыгодным документом. С одной стороны, он отвечал интересам судовладельца, который мог быть уверенным в том, что получит вознаграждение за перевозку независимо от того; сможет ли отправитель полностью загрузить судно. С другой - чартер отвечал интересам грузовладельцев, обеспечивая надежную перевозку груза при отсутствии устойчивых транспортных сообщений.
Контракты международной купли-продажи товаров служат основой фрахтовых контрактов. Поэтому хорошее знание условий фрахтования тоннажа и, в первую очередь, чартера, как очень специфического контракта, необходимо не только судовладельцам и профессиональным брокерам, но и экспортерам и импортерам.
Цель работы рассмотреть вопросы трампового фрахтования судов на базе чартера как договора фрахтования.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить понятие и виды фрахтования судов;
Исследовать сущность мирового фрахтового рынка и рынка трампового фрахтования;
Рассмотреть основные аспекты чартера, как договора фрахтования судов;
Исследовать один из видов чартера, используемый в практике трампового фрахтования судов.
В рамках изучения чартера, как договора фрахтования судов, рассмотрен порядок заключения рейсового чартера "Дженкон", заключаемого Тихоокеанская судоходная компания г. Владивосток.
В процессе работы использованы различные источники и литература, в том числе положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ресурсы сети Интернет.