Самыми важными являются показатели, определяющие протекание рабочего процесса в двигателе, т.е. собственно моторные свойства топлива. Из собственно моторных свойств в первую очередь обращают внимание на энергетические возможности топлива, которые оценивают теплотой сгорания (табл. 1.2.).
Таблица 1.2. Энергетические показатели горючих компонентов газового моторного топлива
Вещество |
Хим. формула |
Низшая теплота сгорания |
Плотность, кг/м3 | |
объемная, кДж/м3 |
массовая, кДж/кг | |||
Водород |
Н2 |
10050 |
120070 |
0,0837 |
Метан |
СН4 |
33410 |
49990 |
0,6683 |
Этан |
С2Н6 |
59850 |
47480 |
1,2604 |
Пропан |
С3Н8 |
86530 |
46360 |
1,8665 |
Бутан |
С4Н10 |
114270 |
45790 |
2,4956 |
Пентан |
С5Н12 |
144020 |
45510 |
3,1643 |
Как и следовало ожидать, водород особенно резко отличается от других газов, хотя и соответствует общей тенденции. Его объемная теплота сгорания в 3,3 раза ниже, чем у ближайшего к нему по плотности метана, а массовая теплота сгорания в 2,4 раза выше. Такое резкое отличие от общего ряда уже в первом из рассматриваемых показателей говорит о необходимости иных подходов к конструированию двигателей и транспортных средств, использующих водородное топливо.
Интерес также представляют различия энергетических свойств газового топлива (нефтяного и природного газа) от жидкого топлива (бензина). Усредненные значения октанового числа, удельной теплоты сгорания, стехиометрического отношения (количество воздуха, необходимого для полного сгорания топлива), теплоты сгорания стехиометрической смеси представлены в таблице 1.3. [1].