Скребковые конвейеры являются в настоящее время по существу единственным типом забойных конвейеров применяемым при принятой в угольных шахтах системе разработки длинными лавами. Скребковые конвейеры наиболее технологично вписываются в забойный механизированный комплекс, однако имеющее место в последнее время резкое возрастание мощности и производительности забойных добычных машин – узкозахватных комбайнов и стругов – наряду с возрастанием длины лавы предъявляют к скребковым конвейерам все более высокие требования в плане производительности, прочности, надежности, долговечности и мощности. Необходимость удовлетворения новых повышенных требований определила в последние годы пути конструктивного развития скребковых конвейеров, а также методы расчета и проектирования.
Скребковые конвейеры применяются для транспортирования насыпных сравнительно малоабразивных грузов. Насыпной груз перемещается волочением по желобу с помощью тягового органа, состоящего из одной или нескольких цепей с укрепленными на них перегородками-скребками, погруженными в слой насыпного груза.
Скребковые конвейеры применяют при доставке полезного ископаемого по очистному забою, устанавливаются в просеках, печах, в концевой части пластинчатого конвейера, а также в магистральных выработках длиной до 150 м. Довольно часто их используют на транспортных выработках в качестве тормозных конвейеров при спуске груза по выработкам с повышенными углами наклона. Скребковые конвейеры специальных типов используются на поверхности шахт и на обогатительных фабриках.
Современные скребковые конвейеры имеют скорость движения рабочего органа до 1,5 м/с, производительность до 1200 т/ч, длину до 350 м, суммарную мощность приводов до 500 кВт, угол наклона установки до 35°.
Достоинством скребковых конвейеров является: малая высота погрузки, простота конструкции, по направляющим может двигаться комбайн. Недостатком всех типов скребковых конвейеров является большое измельчение угля, быстрый износ цепей и желобов, что обусловлено принципом перемещения груза - волочением, а также большая масса и металлоемкость, малая длина за счёт большого трения, большие энергозатраты на транспортирование груза.
Современные скребковые конвейеры делятся на следующие типы:
СК – разборный переносной скребковый конвейер, имеет одноцепной тяговый орган, замкнутый в горизонтальной плоскости, с консольными скребками, малую высоту рештачного става за счёт размещения обеих ветвей рядом в одной плоскости. конвейеры разработаны для тонких пластов, мощность которых 0,45 ¸0,8 м. Также эти конвейеры выпускают двух модификаций: с боковым и с верхним расположением замков рештачного става;
СР– разборный переносной скребковый конвейер, имеет двухцепной тяговый орган, замкнутый в вертикальной плоскости, рештачный став собирают из унифицированных рештаков, которые укладываются один над другим и соединяются с помощью быстроразъемных крючковых соединений;
С – разборный переносной скребковый конвейер, имеет одноцепной тяговый орган, замкнутый в вертикальной плоскости, используются для тех же условий, что и конвейеры СР, но при значительно меньших грузопотоках;
СП - передвижной скребковый конвейер, имеет двух- или трехцепной тяговый орган, замкнутый в вертикальной плоскости, прочный рештачный став, собираемый из секций, свариваемых из специального профиля.