Транспортирование – один из основных процессов горного производства. Горные транспортные машины выполняют работу по выдаче на поверхность из подземного пространства полезных ископаемых и породы, по перемещению горной массы, оборудования, людей, как под землёй, так и на поверхности.
Подземный транспорт шахт и рудников горнодобывающей промышленности является составным звеном общешахтной транспортной системы, под которой понимают управляемую совокупность взаимосвязанных технологических схем и средств основного и вспомогательного грузопотоков по горным выработкам и на поверхности.
Он представляет собой многозвенную (разветвленную) систему, состоящую из разнотипных транспортных установок цикличного и непрерывного действия с взаимосвязанными параметрами, функционирующую в сложных горно-геологических условиях. Ежесуточно по подземным горным выработкам перевозятся миллионы тонн груза.
Основные технологические функции подземного транспорта:
прием и транспортирование полезного ископаемого из очистных забоев до околоствольного двора (для шахт, вскрытых вертикальными стволами) или до поверхности (для шахт, вскрытых наклонными стволами и штольнями);
прием и транспортирование полезного ископаемого и породы из подготовительных забоев до транспортных средств, доставляющих полезное ископаемое из очистных забоев (при совместном их транспортировании) до околоствольного двора или поверхности шахты (при раздельном их транспортировании);
транспортирование различных видов вспомогательных материалов и оборудования к очистным и подготовительным забоям и другим производственным участкам в шахте, а также в обратном направлении;
транспортирование закладочных материалов к местам потребления;
перевозка людей в условиях комфорта за минимальное, не более 45 мин с момента посадки в клеть, время к местам работы в шахте и обратно, т. е. в начале и конце смены, а также перевозка лиц технического надзора и ремонтных рабочих по шахте в течение смены.
Характерные черты подземного транспорта:
сравнительно небольшие расстояния транспортирования в подземных условиях при значительных объемах перевозки основных и вспомогательных грузов и числе людей;
неравномерность грузопотоков;
широкая разветвленность транспортных магистралей, изменяющих свою топологию и параметры в пространстве и во времени;
наличие в одной транспортной магистрали нескольких видов транспорта и необходимость перегрузок в узлах сопряжения;
многозвенность транспорта, работающего в горизонтальных и наклонных выработках в стесненных условиях при значительной газоносности, влажности и запыленности окружающей среды,
химической активности шахтных вод, а также повышенной температуре при разработке глубоких горизонтов (на глубине 1000-1100 м температура рудничной атмосферы составляет 28-35 °С).