Центр эмиссии транспортных социальных карт (ЦЭТК) – служба управления социальной защиты населения администрации города, взаимодействующая с ПТП, осуществляющая подготовку персональных данных пассажиров, пользующихся правом льготного проезда в общественном транспорте, обработку и учет этих данных, выдачу пластиковых карт, а также обработку и учет информации о совершенных поездках. ЦЭТК может выполнять запись на карты персональной информации клиентов.
ККМ – контрольно-кассовая машина.
АРМ ПТП/ АРМ ДП – автоматизированное рабочее место оператора ПТП или диспетчерского пункта, выполняющего выдачу транспортных терминалов для кондукторов в начале смены, прием и инкассацию транспортных терминалов в конце смены.
АРМ ОТ – автоматизированное рабочее место оператора в отделе тарифов.
АРМ Бухгалтер ЦЭП – автоматизированное рабочее место позволяющее получать отчеты о поездках, совершенных с использованием Транспортных и Социальных карт, а также отчеты о пополнении карт средствами.
Автоматизированная система оплаты проезда создается с целью повышения качества обслуживания пассажиров, повышения эффективности сбора доходов транспортными предприятиями города, рационального использования средств городского бюджета при финансировании льготных категорий граждан.
Система предназначена для автоматизации сбора и распределения между пассажирскими транспортными предприятиями денежных средств и организации безналичной оплаты проезда в пассажирском транспорте.
Социальная карта выдается в центре эмиссии социальных карт и содержит персональные реквизиты гражданина с идентификационным номером.
Транспортная карта приобретается за наличный или безналичный расчет в специализированных пунктах продажи (пополнения) проездных и должна содержать информацию о типе проездного документа, записанного на карту при продаже, а также количество транспортных копеек (далее – остаток проездного документа). При проезде в транспортном средстве остаток проездного документа уменьшается на стоимость проезда, установленную ПТП на обслуживаемом маршруте.
Цели введения электронных проездных билетов:
– отказ от бумажных проездных билетов, действующих на определенный период времени и переход к проездным билетам на определенную стоимость проезда, что позволит увеличить сбор средств от перевозок пассажиров в городском транспорте;
– постепенный перевод оплаты проезда на пассажирском транспорте непосредственно пассажирскому транспортному предприятию, что позволит сократить расходы ПТП на пересчет и инкассацию наличности, исключит финансовые махинации;
– создание более удобного и быстрого способа оплаты проезда для пассажира;
– защита информационных носителей от подделок и несанкционированных действий;
– возможность получения данных о пассажиропотоках на маршрутах, количестве перевезенных пассажиров, в том числе льготных, с дифференцированием по конкретным видам льгот.
Автоматизированная система оплаты проезда решает две группы задач:
• экономическая группа – повышение доходов транспортного оператора;
• управленческая группа – сокращение расходов транспортного оператора.
Задачи экономической группы:
- сокращение темпов роста затрат городского бюджета на содержание транспорта без повышения тарифа;
- обеспечение "прозрачности" доходов транспортных предприятий за счет точного учета и контроля баланса количества проданных билетов и перевезенных пассажиров;
- создание эффективного инструмент обоснования тарифа оплаты проезда за счет объективной оценки затрат городского бюджета на компенсацию "социальных" тарифов на основе точных данных о перевозке льготников.
- создание механизма стимулирования транспортных организаций сокращать расходы;
- сокращение темпов роста городского бюджета на содержание транспорта за счет: ликвидации безбилетного проезда пассажиров;
- существенного сокращения случаев необоснованного пользования льготами по провозной плате;
- замены покрытия расходов транспортного предприятия, выплатами за реальный выполненный объем перевозки пассажиров, имеющих льготу оплаты проезда.
- сокращение расходов транспортного оператора происходит за счет:
– компенсация из бюджета зависит не от расходов, а от реально выполненного объема работ по перевозке льготных категорий пассажиров, учтенного автоматизированной системой, по утвержденной городом маршрутной сети;
– тариф оплаты проезда оптимизирован по затратам городского бюджета и "социальным" факторам;
– возможности выставления счетов на оплату перевозки льготников федеральным предприятиям и организациям на основе регистрации поездок льготников по категориям.