В практике работы АТП широко применяются способы как гаражного, так и безгаражного хранения автомобилей.
При гаражном хранении автомобили содержатся в закрытых, как правило, отапливаемых гаражах-стоянках или приспособленных для этого помещениях. Закрытые неотапливаемые гаражи используются крайне редко, т.к.: они не обеспечивают в зимнее время необходимую техническую готовность парка к выезду на линию. При безгаражном хранении автомобили содержатся на открытой стоянке или под навесом. Из двух стоянок безгаражного типа наибольшее распространение получили только открытые площадки. Стоянки, располагаемые в отапливаемых зданиях, следует рассматривать как помещения складского типа, предназначенные для хранения автомобилей. В них не предусматриваются производственные процессы ТО и ремонта, за исключением осмотра автомобиля перед выездом на линию. Это обуславливает кратковременное пребывание людей на стоянке, а следовательно, минимальные требования к отоплению, вентиляции и освещению, а также минимальную стоимость её сооружения и эксплуатации.
Здания для хранения автомобилей по способу их расположения относительно уровня земли подразделяют на наземные и подземные, одноэтажные и многоэтажные. Строительство многоэтажных и подземных стоянок зачастую обусловлено ограниченной территорией, выделенной под застройку гаража в крупных городах.
Одна из специфических особенностей автомобильного транспорта – цикличность его использования. Поэтому необходимо хранить подвижной состав в период между циклами эксплуатации. Таким образом, «жизненный» цикл автомобиля складываются из чередующихся циклов эксплуатации и хранения. Хранение – это содержание технически исправного подвижного состава в период между последовательными циклами эксплуатации. Цель хранения – обеспечить сохранность, сохранение внешнего вида и исправного состояния, минимальную интенсивность разрушения автомобиля под воздействием внешней среды.
Хранение можно разделить на кратковременное (межсменное) и длительное (консервация).
Наибольшее распространение получили хранение автомобилей: в отапливаемых зданиях и на открытых площадках. Другие способы хранения являются их разновидностью. Применение того иди иного способа хранения подвижного состава зависит от климатических и эксплуатационных условий.
Таблица 1.1. Защита автомобиля от воздействия факторов внешней среды при хранении на стоянках различных типов (+ полная; * частичная; – отсутствие защиты)
Тип стоянки |
Температура воздуха |
Атмосферные осадки |
Ветер |
Запыленность |
Солнечная радиация |
Открытая |
- |
- |
- |
- |
- |
Навес |
- |
+ |
- |
- |
+ |
Закрытая неотапливаемая |
* |
+ |
+ |
+ |
+ |
Закрытая отапливаемая |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Главное достоинство открытых стоянок, обусловливающее широкое их применение, сравнительно низкие затраты на их строительство.
Наиболее серьезный их недостаток – затруднение пуска двигателей автомобилей после межсменного хранения в зимний период.
Большая часть территории России расположена в зонах очень холодного, холодного и умеренного климата. Количество автомобилей, использующихся в этих зонах, достигает 85% общего парка страны. Подавляющее большинство их постоянно хранится на открытых площадках, включая и зимний период, продолжающийся от 3 до 9 мес.