Огромные возможности для экспорта транспортных услуг заложены в использовании транзитного потенциала российской транспортной системы. Само географическое положение России делает ее территорию естественным транспортным коридором между Европой, Средним и Ближним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Однако в стране нет четкой нормативно–правовой базы для осуществления транзитных перевозок.
Особенность транзитных перевозок заключается в том, что грузоотправитель и грузополучатель находятся за пределами территории РФ. Таким образом, прием груза к перевозке и его выдача осуществляются в соответствии с законодательством стран отправления и назначения. Частично эта проблема решается за счет международных соглашений, однако и в них присутствует большое количество норм, отсылающих к национальному законодательству. А закон о транзите у нас до сих пор не принят. Эксперты сошлись во мнении, что сначала надо подготовить концепцию законопроекта, где будут отражены общие подходы к регулированию транзита. Активная работа по подготовке этого документа продолжается в настоящее время.
Каждая компания, занимающаяся транзитными перевозками, сейчас действует только исходя из своих интересов. Недобросовестная конкуренция влияет на условия перевозок. Это касается цен, сроков доставки и сохранности груза. И исправить ситуацию, придать уверенности грузоотправителям может только законодательное регламентирование всех транзитных отношений.
Минтранс России завершает подготовку законопроекта «О транзитных перевозках через территорию РФ». Основная его идея – беспрепятственное прохождение транзитных грузов по территории России с минимальным таможенным контролем, понятными правилами выполнения таких перевозок и государственного контроля при входе на российскую территорию и на выходе из нее. Когда транзитное движение грузов по таким правилам будет налажено, наша страна сможет резко увеличить доходы от транзита и экспорта транспортных услуг, что придаст дополнительный импульс развитию отечественной транспортной отрасли.
Предполагается, что закон будет регулировать действия государственных органов, экспедиторов, перевозчиков, портов и пунктов пропуска на границе. Упрощение процедуры оформления транзитных перевозок за счет выдачи грузовладельцам транзитных разрешений, которые должны являться основным документом для перевозки груза, тоже, по мнению специалистов, сыграет немаловажную роль. Предполагается, что закон поможет стабилизировать государственную тарифную политику в сфере транзитных перевозок.
По оценкам экспертов, транснациональные корпорации тратят на транспортировку грузов по маршруту Юго-Восточная Азия–Европа примерно 20 млрд. долларов. Россия не только ничего не получает из этих денег, но и из-за отсутствия правового статуса транзита, наоборот, ежегодно теряет в виде упущенной прибыли около 15 млрд. долларов США [13].
Структурная перестройка мирового хозяйства, начавшаяся в условиях кризиса, влечет за собой изменение мировых и национальных грузопотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания.
Транспортная стратегия России до 2030 года определяет активную позицию государства по созданию условий для повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы. Среди трех вариантов развития транспортного комплекса РФ на период до 2030 года именно инновационный позволяет в полной мере реализовать стратегические интересы России.