Дизельное топливо является одним из важнейших продуктов, выпускаемых нефтеперерабатывающей промышленностью. Оно представляет собой светло-коричневую маслянистую жидкость плотностью от 780 до 860 кг/м3, является продуктом прямой перегонки нефти в состав которого входят средние дистиллятные фракции нефти, выкипающие в пределах от 150 .170° до 350 .365 °С, легкие газойли каталитического и термического крекинга, коксования и гидрокрекинга[20].
Дизельное топливо не требует сложных технологических процессов для получения и относится к самым массовым нефтепродуктам, применяемым в сельском хозяйстве.
Рабочий процесс в дизельном двигателе отличается от рабочего процесса в карбюраторном двигателе тем, что смесеобразование происходит в конце такта сжатия за очень короткий промежуток времени. Если в карбюраторном двигателе смесеобразование начинается в карбюраторе и продолжается в цилиндре двигателя во время тактов всасывания и сжатия, то в дизельном двигателе топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания за несколько градусов до прихода поршня в верхнюю мертвую точку. Топливо впрыскивается в камеру сгорания со сжатым воздухом, находящимся под давлением 3,4 .4,4 МПа и температурой 600 .700 °С, испаряется, нагревается до температуры самовоспламенения и воспламенения. Этот процесс продолжается всего 0,002 .0,003 с (почти в 10 раз быстрее, чем в карбюраторном двигателе). В связи с этим дизельное топливо должно обладать определенными эксплуатационным свойствами.
Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:
цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;
фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;
вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;
низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива
степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндропоршневой группы двигателя;
температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;
наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ [21].
Эксплуатационные свойства дизельного топлива, как и всякого другого моторного топлива, определяются прежде всего физическими и химическими свойствами составляющих его углеводородов, т. е. химическим составом. На качество топлива оказывает влияние:
1) природа нефтяного сырья, т. е. химический состав сырой нефти данного месторождения, взятой для переработки, и технология переработки;
2) соотношение компонентов, взятых при изготовлении этой партии топлива;
3) пределы температур кипения, в которых отбирались компоненты для партии топлива;
4) степень очистки от нежелательных составных частей топлива (очистка от серы, депарафинизация и т. д.);
5) вид и количество введенных в топливо присадок, если таковые применялись при изготовлении топлива.
Эксплуатационные свойства дизельных топлив оцениваются определенными показателями, которые могут быть разделены на следующие группы:
1) показатели, необходимые для расчета экономичности двигателя, теплового баланса и состава продуктов сгорания (групповой химический и элементарный состав топлива, теплота сгорания);
2) показатели, определяющие процесс сгорания в двигателе (фракционный состав, цетановое число);
3) показатели, характеризующие подачу топлива в двигателе, а также условия его хранения и транспортировки (вязкость, температуры помутнения, застывания и вспышки, а также наличие воды и механических примесей);
4) показатели, от которых зависят износ, нагарообразование, коррозия при длительной работе двигателя (коксуемость 10%-ного остатка, содержание фактических смол, кислотность, минеральные вещества, содержание серы и др.), т.е. показатели, во многом влияющие на моторесурс двигателя.