эксплуатация
Эксплуатация автотракторной техники, оснащенной дизельными двигателями, в зимний период сопряжена с большим расходом топлива и тепловой энергии. Это обусловлено тем, что при отрицательных температурах окружающей среды в дизельном топливе образуются кристаллы углеводородов парафинового ряда, которые накапливаются в узких местах штуцеров и топливопроводов, забивая фильтры грубой и тонкой очистки. При этом увеличивается их сопротивление, что приводит, как правило, к разрыву бумажного элемента и работе дизеля на неочищенном топливе. В результате происходит быстрый выход из строя топливного насоса и форсунок, во многом определяющих работоспособность дизеля. Кроме того, при отрицательных температурах затрудняется пуск холодного дизеля.
Для разрушения кристаллических структур углеводородов перед пуском двигателя в зимних условиях используют подогрев топлива. Расчеты показывают, что при температуре атмосферного воздуха -20 0С, на подготовку к пуску дизельного двигателя средней мощности расходуется около 1100 МДж тепловой энергии. Такое количество тепла выделяется при полном сгорании 2,5 кг дизельного топлива. При высоких ценах на горюче-смазочные материалы разработка вопросов экономии топливных и энергетических ресурсов имеет первостепенное значение для всех субъектов хозяйствования.
Температура окружающего воздуха оказывает существенное влияние на протекание физических процессов, связанных с кристаллизацией парафинистых углеводородов, конденсацией и растворением воды в топливе, мощностные, энергетические и экологические характеристики двигателя, надежность и долговечность работы топливной аппаратуры и двигателя в целом.
Поэтому, исследования в области обоснования критериев и разработке простых, дешевых и долговечных приборов для пуска и прогрева дизельных двигателей в зимний период эксплуатации имеют важное практическое значение для различных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства Республики Беларусь.