Добавка присадок в городское дизельное топливо снижает дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50 %. В качестве антидымной присадки могут быть использованы отечественная ЭФАП-Б и зарубежная Любризол 8288, допущенные к применению. Активным веществом этих продуктов является барий. Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой, в основном, сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства. Европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г. Стандарт предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических регионов. Общими для дизельных топлив являются требования по температуре вспышки — не ниже 55 °С, коксуемости 10 %-ного остатка — не более 0,30 %, зольности — не более 0,01 %, содержанию воды — не более 200 ppm, механических примесей — не более 24 ppm, коррозии медной пластинки — класс 1, устойчивости к окислению — не более 25 г осадка/м3. Для районов с умеренным климатом изготовляют 6 марок дизельного топлива: А, В, С, D, Е и F с предельной температурой фильтруемости +5, 0, -5, -10, -15 и -20 °С соответственно. В 1996 г. в Европе введены ограничения на содержание серы в дизельных топливах — не более 0,05 %. Таким требованиям отвечают отечественные ТУ 38.1011348-89.
Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками. С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889— 81. Получают его на базе летнего дизельного топлива с tп = -5 °С. Добавка сотых долей присадки обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости до -15 °С, температуры застывания до -30 °С и позволяет использовать летнее дизельное топливо в зимний период времени при температуре до -15 °С [30]. Для применения в районах с холодным климатом при температурах -25 и -45 °С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92. Согласно техническим условиям получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое дизельное топливо с температурой помутнения -15 °С, товарное — с предельной температурой фильтруемости -25 °С) и арктическое дизельное топливо ДАп-35/-45 (базовое топливо с температурой помутнения -35 °С, товарное — с предельной температурой фильтруемости -45 °С) [30].
Таблица 2.8. Характеристики зимних дизельных топлив с депрессорными присадками
Показатели |
Нормы для марок | ||
ДЗп |
ДЗП-15/-25 |
ДАП-35/-45 | |
ТУ 38.101889-81 |
ТУ 38.401-58-36-92 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
40 |
Фракционный состав: | |||
перегоняется при температуре, °С, не выше: | |||
50% |
280 |
280 |
280 |
90% (конец перегонки) |
360 |
360 |
340 |
Кинематическая вязкость для дизелей общего |
3,0-6,0 |
1,8-6,0 |
1,5-5,0 |
назначения при 20 °С, мм7с | |||
Температура, °С, не выше: | |||
застывания |
-30 |
-35 |
-55 |
помутнения |
-5 |
-15 |
-35 |
предельной фильтруемое |
-15 |
-25 |
-45 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже: | |||
для дизелей общего назначения |
40 |
40 |
35 |
для тепловозных и судовых дизелей |
62 |
35 |
30 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | |||
вида I |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
вида II |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Концентрация фактических смол, мг/100 см3 базового |
40 |
- |
- |
топлива, не более | |||
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более |
5 |
5 |
5 |
Йодное число, г у 100 г топлива, не более |
6 |
5 |
5 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
Коэффициент фильтруемое, не более: | |||
для базового топлива |
2,0 |
- |
- |
для топлива с присадкой |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
860 |
860 |
840 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Примечание. Для топлив всех марок: содержание сероводорода, водорасворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; испытание на медной пластинке — выдерживают. |