Рис. 3.2. Схема подогревания дизельного топлива:
1— топливные баки; 1 — сливной топливопровод; 3 — топливопровод, подводящий топливо из бака к насосу; 4 — теплоизоляция; 5—соединительный топливопровод с тепловой изоляцией; 6 — глушитель
Иногда топливопроводы от бака пропускают через утепленную кабину, а в топливный бак вваривают цельнотянутую трубу, по которой проходит часть газов от выпускной трубы трактора. Применяют схему, в которой топливопровод от бака до фильтра грубой очистки помещают в трубу, и в нее подают часть выпускных газов. Для этого между выпускным коллектором и трубой устанавливают тройник. Количество газов, а, следовательно, и температуру топлива регулируют заслонкой. При этом надо помнить, что нагревать топливо выше 50 °С не следует.
Существенные недостатки таких теплообменников — сильная зависимость температуры теплоносителя от режима работы двигателя и низкий потенциал тепла газов при работе двигателя на холостом ходу. Кроме того, они имеют довольно сложную конструкцию, не обеспечивают подогрев топлива перед пуском дизеля, имеют повышенную пожароопасность. Следует отметить и тот факт, что конструкции таких подогревателей значительно повышают сопротивление выхода отработавших газов, а это ведет к снижению мощности развиваемой двигателем.
Во избежание большого расхода электрической энергии для подогрева топлива можно использовать тепло охлаждающей жидкости. Теплообменники с использованием теплоты охлаждающейся жидкости выполняются в основном по традиционной схеме "труба в трубе". Конструкции таких теплообменных подогревателей выпускают фирмы "Даль", "Мидко", "Давко" (США). Однако существуют конструкции таких теплообменников, выполненных в виде змеевика, погруженного в топливный бак. Приспособление работает следующим образом. В отверстие ниже основного клапана в коробке термостата ввертывают штуцер. К нему присоединяют патрубок из газовой трубы, соединенный с подводящим резиновым шлангом. Другой конец резинового шланга присоединяют к входному штуцеру змеевика, изготовленного из четырех витков трубы. Патрубок, соединенный с коробкой термостата, имеет вентиль, которым можно регулировать количество горячей жидкости, поступающей к змеевику. К выходному штуцеру змеевика подсоединяют резиновый шланг. Перед пуском двигателя открывают вентили входного и выходного патрубков и заливают горячую воду в рубашку блока. Вода, прогревая блок двигателя, поступает также в змеевик. Подогревают топливо и при работе пускового двигателя, так как штуцер с отводящим патрубком подсоединен к коробке термостата ниже основного клапана.
Основными недостатками теплообменников с использованием тепла охлаждающей жидкости являются довольно сложная конструкция двойного штуцера и непригодность их при запуске холодного двигателя.
Теплообменники с использованием тепла излишков топлива могут быть выполнены по всей длине всасывающего трубопровода по типу "труба в трубе". Аналогом такого теплообменника является очень простое приспособление Алтайского СХИ (рис.3.3). Оно позволяет использовать тепло излишков топлива, поступающего из головки топливного насоса. Топливопровод от бака до фильтра грубой очистки заменяют двойной трубкой. Топливо из бака в фильтр поступает по внутренней трубке. Топливопровод для перепускания лишнего топлива к подкачивающему насосу снят, и оно через наружную трубку поступает непосредственно в бак [1]. Проще в конструктивном исполнении вариант, при котором подводящий и сливной топливопроводы размещают рядом и обматывают текстильной лентой или другой теплоизоляцией.
Рис. 3.3. Приспособление для подогревания топлива:
1 — форсунка; 2 — топливопровод высокого давления; 3 — топливный насос высокого давления, 4 —топливопровод слива топлива от форсунки в бак; 5 — бак; 6 — заборный штуцер; 7 — перепускной топливопровод; 8 и 10 — фильтры грубой и тонкой очистки; 9 — подкачивающий насос
Заслуживает внимания схема топливоподачи, представленная на рис. 3.4. Особенностью ее является организация непрерывного подогревания топлива в системе низкого давления.
Для этого топливо поступает по перепускному топливопроводу 5 к заборному штуцеру топливного бака и далее в цилиндр 4, установленный в нижней части бака. Топливо забирается через трубопровод 3, установленный внутри цилиндра 4 ниже уровня топлива. В верхней части цилиндра расположен конус 2, который способствует выделению из перепущенного топлива газовоздушых пузырьков и через центральное отверстие которого топливо поступает и трубопровод 3.
За счет смешивания подогретого и холодного топлива оно на участке от бака до фильтра грубой очистки 8 не теряет своей текучести. Топливо, двигаясь к подкачивающему насосу 9 и фильтрам тонкой очистки.