При выполнении работ укладке верхнего и нижнего слоя балластных работ широко применяют бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, дорожные катки, тракторные погрузчики, самосвалы и другие машины и механизмы.
Деформации, т.е. изменения формы и размеров земляного полотна без разрушения его целостности, происходят под воздействием нагрузок, происходящих в грунтах физико-химических процессов, а также вследствие влияния природных факторов.
Укладка рельсово-шпальной решетки может выполняться звеньевым или раздельным способом на подготовленное основание или непосредственно на земляное полотно.
При раздельной сборке пути по подготовленному основанию в соответствии с принятой эпюрой раскладываются шпалы. Шпалы укладываются «по шнуру», т. е. выравнивая их концы с внешней стороны двухпутного участка или справа по ходу укладки на однопутном. Деревянные шпалы должны иметь предварительно просверленные и антисептированные отверстия для костылей или шурупов диаметром 12 мм и глубиной до 12 см. Шпалы доставляют к месту работ на вагонах или автомашинах и раскладывают обычно вручную (деревянные) или с помощью автокранов (железобетонные).
При звеньевой укладке пути звенья собираются заранее на специальной звеносборочной базе или приспособленной для этой цели монтажной площадки и по мере необходимости доставляется к месту укладки. Звенья могут быть доставлены на вагонах-платформах, автомашинах со специально оборудованными прицепами и выгружены сразу на место или на проезжую часть улицы для последующей перекладки. Звеньевой метод укладки пути наиболее предпочтителен, может быть почти полностью механизирован, обеспечивает большую производительность труда, меньшие сроки и лучшее качество строительных работ.
Прежде чем надвигать рельсы на шпалы, необходимо разложить подкладки и прикрепители. На железобетонных шпалах положение рельсов и ширина колеи фиксируется самой конструкцией шпалы и промежуточных скреплений. На деревянных шпалах положение рельсов размечается симметрично относительно оси пути, затем костылями или шурупами пришивается к шпалам сначала так называемая рихтовочная нить. На разложенные шпалы укладывают рельсы предусмотренного проектом типа. Рельсы подвозят к месту производства работ рельсотранспортерами (Рисунок 2), грузовыми платформами.
Растянутые по обочине пути рельсы либо сваривают в длинномерные плети и затем надвигают на шпалы, собирают в звенья и сваривают в соответствии с проектом.
Одиночная смена шпал может выполняться одновременно с подъемкой пути или одиночной сменой рельсов. На открытых путях эта работа может быть и самостоятельной.
Поле извлечения разрушенной шпалы из пути необходимо спланировать основание для новой шпалы, затащить ее на место, проверить соединение эпюрных расстояний и уложить подкладки.
После этого шпальные ящики должны быть засыпаны балластом, утрамбованы и спланированы.
Одиночная смена рельса происходит в следующем порядке: производится работа по разработке дорожного покрытия, очистке сменяемого рельса от грязи, снятия рельса при помощи клещей), установке нового рельса, прикрепления его к шпалам костылями или шурупами.
Одиночная смена железобетонной шпалы выполняется в следующей последовательности:
- из прилегающей к шпале ящиков и с торцов выбирают щебень до подошвы шпалы;
- вывешивают рельсы и сменяемую шпалу домкратами;