В ряде портов вследствие негармоничного развития производственных мощностей, некомплексного ввода объектов в эксплуатацию и прочего возникают «узкие места» в технологическом процессе, снижающие интенсивность обработки судов. Например, построен причал с Прикордонными железнодорожными путями и кранами, но отсутствует складская площадь для размещения груза даже на одно судно. Возникает необходимость производить грузовые работы только по прямому варианту, в результате чего падает интенсивность обработки судна.
При переходе на оптимальный режим работы все «узкие места» должны быть устранены путем рационального доукомплектования основных производственных мощностей.
3. Обрабатывание судов методом концентрации механизированных линий. Этот метод предусматривает, что грузовые работы должны производиться оптимальным для данного судна, груза и условий портового перегрузочного комплекса количеством механизированных линий.
Когда речь идет о концентрации механизированных линий на судне, следует помнить, что эта концентрация не максимально возможная для данного судна и условий работы, а оптимальная с точки зрения сроков обработки всех судов, находящихся в порту под погрузочно-разгрузочными работами, и величины затрат порта на эти работы и судовладельца на содержание судна на стоянке. В связи с переходом портов на работу по НПГРП, каждое судно следует обрабатывать количеством линий не меньшим, чем установлено в Нормативной базе НПГРП.
4. Обеспечение максимального совмещения грузовых операций со вспомогательными и с операциями комплексного обслуживания.
5. Сокращение или полная ликвидация простоев судов в связи с ожиданием вхождения в НПГРП (одна из главных предпосылок для оптимального режима). Величина этих простоев велика. В условиях непрерывного планирования работы флота создаются благоприятные условия для сокращения времени ожидания судами вхождения в НПГРП. Для этого пароходства должны предусмотреть в НГРФ ритмичную подачу судов в порт. Последние же, как указывалось, должны непрерывно, повышать интенсивность обработки судов.
6. Улучшение взаимодействия порта со смежными организациями с целью сведения к минимуму непроизводительных простоев судов из-за неоперативного решения ряда вопросов с судовладельцами, железной дорогой, таможней и т. д.
Необходимо отметить, что указанные шесть условий оптимального режима могут быть реализованы только при достижении высокого уровня организации и управления производственной деятельностью порта.
Непрерывное планирование является предпосылкой дальнейшего совершенствования работы портов в оптимальном режиме. Практика работы портов в оптимальном режиме привела к значительному сокращению времени обработки транспортных средств и снижению совокупных затрат «порты—флот». Однако одностороннее решение вопросов оптимизации грузовых работ не исчерпывает всех возможностей ускорения обработки судов. Это объясняется неравномерностью подхода судов в порты и существовавшей в портах малооправданной с точки зрения имеющихся ресурсов нормой одновременной обработки судов (НООС).
Первостепенное значение в совершенствовании работы порта в оптимальном режиме имеет переход на непрерывное планирование — непрерывный план - график работы порта. У порта появилась возможность работать по НПГРП после перехода судовладельцев на работу по непрерывному графику работы флота. Непрерывное планирование работы флота по НГРФ, предусматривающее планирование работы каждого судна на квартал с еженедельным уточнением плана и с учетом сложившейся ситуации, дает возможность регулировать движение судов в календарном разрезе, что является важным средством для достижения равномерной загрузки портов. Организация работы флота по НГРФ, а также разработка и внедрение АСУ «Флот» и АСУ «Порт» создали условия для перехода портов на НПГРП.
НПГРП представляет собой план работы порта на 10 сут., который ежесуточно корректируют в соответствии с результатом выполнения плана за предыдущий период и с учетом конкретно сложившейся в порту обстановки. Таким образом, НПГРП ежедневно обновляют, т. е. ведут непрерывное планирование. НПГРП предусматривают максимальное использование производительности и времени действия механизированных линий, специализированных причалов, планового контингента портовых рабочих.
Нормативной базой ведения НПГРП являются:
укрупненные общие и специальные нормы загрузки - разгрузки судов, установленные исходя из нормативов оптимальной концентрации механизированных линий и их производительности; нормы времени на выполнение вспомогательных операций;
укрупненные нормативы численности портовых рабочих на загрузку - разгрузку судов, обеспечивающие нормативную концентрацию механизированных линий;
плановая явочная численность портовых рабочих для судовых работ.