Суда включают в НПГРП с учетом специализации причалов, их возможной взаимозаменяемости в пределах плановой явочной численности портовых рабочих для судовых работ. Последнее из; очередных, включенных в НПГРП судов, должно быть обеспеченно трудовыми ресурсами не менее чем на 80% количества, предусмотренного в Нормативной базе НПГРП.
До включения судна в непрерывный план - график для него разрабатывают ПОС, в котором определяют нормативное время Обработки и обслуживания, последовательность планируемых операций, нормативную численность портовых рабочих, а также дают результаты обработки и обслуживания судна.
Разработку ПОС осуществляют в следующей последовательности:
на основе данных каргоплана или грузового списка, сообщенного судовладельцем, норм на грузовые работы и укрупненных нормативов численности портовых рабочих по группам грузов; определяют нормативное время на производство грузовых работ в часах и среднюю по времени нормативную численность портовых рабочих;
. на основе заявленного судовладельцем состава вспомогательных операций и норм на их выполнение определяют нормативное (Время на производство вспомогательных операций, не совмещенных с грузовыми работами;
продолжительность операций по обслуживанию судна, для которых не установлены нормы в Нормативной базе НПГРП, принимают работники порта по данным агентства «Инфлот» или судовладельца или по договоренности сторон.
После включения судна в непрерывный план - график ПОС дополняют данными из НПГРП о планируемой дате и смене начала и окончания обработки и обслуживания судна. В ПОС устанавливают продолжительность планового стояночного времени.
Разработав ПОС и установив день включения судна в НПГРП, работники порта сообщают об этом судовладельцу и капитану судна. Информация содержит данные, которые предусмотрены в ПОС и НПГРП (продолжительность сталийного и планового стояночного времени, календарные даты и смены начала и окончания обработки и обслуживания судна).
Содержащиеся в НПГРП данные о числе обрабатываемых судов и сроках их обработки позволяют четко согласовывать работу порта и флота, осуществлять в случае необходимости перераспределение флота, заблаговременно начать подготовку к обработке каждого судна. Внедрение НПГРП в портах позволяет повысить эффективность работы портов. В то же время опыт показал, что внедрению НПГРП препятствует отсутствие координации работы смежных видов транспорта и других предприятий и организаций, имеющих производственные связи с портом.
Качественно новым этапом на пути повышения эффективности работы транспорта, ускорения доставки грузов народного хозяйства и внешней торговли, снижения транспортных издержек явилось создание автоматизированной системы взаимоувязанного непрерывного планирования работы смежных транспортных предприятий и внешнеторговых объединений на базе морского порта.
Производственной основой непрерывного планирования работы транспортных организаций, входящих в транспортный узел, служат единство и непрерывность транспортного процесса, а базой НПГРТУ, — непрерывный план - график работы порта и оперативные планы работы других транспортных организаций. Главное место в системе непрерывного планирования работы транспортного узла занимает полная, достоверная и своевременная взаимная информация.
НПГРТУ содержит согласованное количество подаваемых под обработку судов, вагонов, автомобилей, сроков их подачи и продолжительности грузовых операций, последовательности и продолжительности операций по комплексному обслуживанию судов. Кроме того, в НПГРТУ даны мероприятия по сокращению сроков хранения грузов, улучшению использования грузовместимости судов, загрузки вагонов и автотранспорта. Этот график увязывает работу смежных видов транспорта, что способствует созданию устойчивого ритма работы транспортного конвейера и позволяет сбалансировать трудовые и материальные ресурсы по всей технологической цепи, определить ограничивающие звенья, выявить причины ограничений и устранить их, заблаговременно спланировать работу и осуществлять постоянный контроль за ходом выполнения планов.
Осуществление НПГРТУ осуществляют рабочие группы транспортных предприятий, работающие под руководством координационной группы, включающей руководящих работников смежных транспортных организаций.
В состав диспетчерской службы порта (рис. 70) входят: главная диспетчерская, диспетчерские грузовых районов, портофлота, автобазы, ТЭК и других подразделений, принимающих участие в грузовых работах. Штатная численность диспетчерского аппарата зависит от грузо - судо и вагонооборота, а также специфики работы порта. Штат диспетчеров обычно комплектуют из числа наиболее квалифицированных, хорошо знающих производство работников, умеющих быстро ориентироваться в обстановке, анализировать производственную деятельность и принимать необходимые решения.