Задача конструктивного расчёта – обеспечить выбор материала и таких конструктивных размеров детали, при котором удовлетворяются в возможно большей степени, ниже приведённые требования: прочность, жёсткость, износостойкость, малый вес и минимальные габариты, применение недефицитных материалов, технологичность, безопасность.
Важнейшими задачами при конструировании является борьба за экономию материалов, за уменьшение веса и стоимости машин при улучшении их качества. Материал детали выбирается с учётом условий её работы.
При расчётах необходимо выбрать такую упрощённую расчётную схему детали, которая по возможности не требовала бы сложных расчётов и была близка к действительным условиям её работы. Силы принимаются сосредоточенными или равномерно распределёнными, хотя в действительности они распределяются по более сложному закону.
При относительном движении сопрягаемых деталей их материалы должны быть износостойкими и обладать определёнными антифрикционными качествами. Материал деталей, работающих в условиях высоких температур, должен быть жаростойким [9].
Выбор конструктивных размеров и проверочный расчёт поршня
Сущность проверочного расчёта детали на прочность заключается в определении рабочего напряжения в опасном сечении. Если рабочее напряжение не превосходит допускаемого, то прочность в данном сечении обеспечена.
Составляем расчётную схему, где действительная равномерно распределённая нагрузка для упрощения схемы разложена на две параллельные силы , приложенные в центрах тяжести полукругов (половина днища), удалённых на расстояние от центра тяжести днища.
В точках, определяемых расстоянием y до центра тяжести полуокружности, приложены реакции опор, принятые за сосредоточенные силы .
Величина нагрузки, МН:
Рz=pz, (2.1)
где рz- максимальное давление цикла.
Рz .
Принимаем материал поршня чугун марки СЧ 28-48. Поршень неохлаждаемый [9,10].
Определяем основные конструктивные размеры:
Толщина днища, м:
(2.2)
Рисунок 9. Расчётная схема поршня
Длина поршня, м:
(2.3)
L
Принимаем по прототипному двигателю L=0,243 м.
Длина направляющей части (тронка), м:
Расстояние до первого кольца от верхней кромки поршня:
Принимаем 0,04 м.
Расстояние от оси пальца до нижней кромки поршня, м:
м
По прототипному двигателю принимаем 0,11 м
Толщина стенки за нижним уплотнительным кольцом, м:
(2.4)
Толщина стенки юбки, м:
Глубина канавки для колец ориентировочно составит, м:
(2.5)
Принимаем 0,008 м.
Диаметр головки поршня, м:
, (2.6)
где: диаметральный зазор;
.
Диаметральный зазор между тронком поршня и цилиндром 0,4.