F
(2.12)
Стержень шатуна проверяется на продольную устойчивость по формуле Тетмайера.
Коэффициент запаса устойчивости:
(2.13)
условие обеспечения устойчивости стержня при продольном изгибе, где Ркр- критическая нагрузка, Н.
кг (2.14)
где: м – радиус инерции поперечного сечения стержня.
Материал коленчатого вала сталь марки 40. Коленвал цельнокованый.
Рисунок 10. Расчётная схема коленчатого вала
Формулы Регистра
Диаметр шеек вала, м:
(2.15)
где: коэффициент, определяемый в зависимости от диаметра сверления шейки по формуле, м:
где а- расстояние между серединами коренных шеек, м; допустимая амплитуда касательных напряжений, определяемая по формуле:
(2.16)
где, предел усталости материала вала при кручении может быть определён по формуле:
для стали марки 40 – предел прочности при растяжении.
t- наибольшее значение амплитуды удельных касательных сил одного цилиндра, определяемое по формуле:
Ширина щёк вала должна отвечать формуле, м:
(2.17)
где С- расстояние от середины коренного подшипника до средней плоскости щёк, м; коэффициент, учитывающий концентрацию напряжений в галтели радиуса r и наличие перекрытия e между шейками вала-1,4, [12]; s- допустимая амплитуда напряжений, , определяется по формуле:
(2.18)
Проверка шеек на удельное давление (на невыжимаемость масла).
Удельное давление на шатунной шейке, :
(2.19)
Удельное давление на коренной шейке, :
(2.20)
Проверяем шатунную шейку на нагрев, :
(2.21)
где ;
Проверяем коренную шейку на нагрев, :
Ограничение нагрева подшипников обеспечивается. Вес коленчатых валов составляет 7-15% веса двигателя, стоимость его достигает 25-30% стоимости двигателя [13].
Расчёт крышки коренных подшипников
Материал крышек: СЧ 21-40.
Определяем конструктивные размеры.
Ширина крышки (вдоль оси вала), м:
(2.22)