Роторные траншейные экскаваторы. Экскаватор состоит из тягача и рабочего органа. Тягачом для экскаватора может быть серийный гусеничный трактор или специально изготовленный тягач из узлов и деталей серийных гусеничных тракторов.
Роторные поворотные экскаваторы применяются для производства больших объемов вскрышных работ, а также для работ по добыче полезных ископаемых.
Рабочим органом такого экскаватора является ротор с ковшами, устанавливаемый в конце решетчатой фермы — стрелы, уравновешиваемой противовесной консолью А. Экскаватор имеет поворотную платформу, что позволяет вести круговую разработку грунтов. Роторы выполняются диаметрами от 2 до 16 м с 6—12 ковшами емкостью до 4500 л.
Ковши ротора режут и набирают грунт при вращении, двигаясь снизу вверх. Срезаемый ковшами грунт при вращении ротора выгружается из ковшей.на ленту транспортера, смонтированного внутри фермы (стрелы), и последним, на отвальные транспортеры.
При разработке грунта поворотный роторный экскаватор стоит на месте. После того как ротор разработает грунт по дуге с радиусом, равным вылету, экскаватор перемещается на гусеничных тележках.
Поворотные роторные экскаваторы могут разрабатывать грунт как выше, так и ниже стоянки машины. Максимальная высота копания в этом случае может достигать 50 м, а глубина копания обычно составляет 0,1—0,2 этой величины.
Скреперы. Современные скреперы выпускаются прицепные, полуприцепные, с двухосным тягачом и полуприцепные с одноосным тягачом (самоходные). По способу управления скреперы делятся на машины с канатно-блочным и гидравлическим управлением, а по способу разгрузки ковша — на машины с принудительной, полупринудительной и свободной (самосвальной) разгрузкой. По трудности разработки скреперами грунты делят на 2 группы.
На производстве применяют скреперы различных моделей с ковшами емкостью 2,25—25 м3. Намечается создание скреперов с ковшами емкостью до 80 м3 и скреперных поездов общей емкостью 160—200 м3.