Рейсовый чартер "Дженкон"

Материалы » Фрахтование трампового тоннажа » Рейсовый чартер "Дженкон"

Страница 2

Демередж (demurrage) – денежное вознаграждение, уплачиваемое судовладельцу фрахтователем за задержку судна под грузовыми операциями после использования сталийного времени, предусмотренного в чартере. Оно уплачивается по суточной ставке, указанной в боксе 20 или пропорционально за любую часть суток. В статье 7 части 11 содержатся санкции за неуплату или задержку платежа демереджа. Чартер не содержит специального бокса о диспаче – денежном вознаграждении, причитающемся фрахтователю за досрочную обработку судна.

Платеж диспача оформляется, если согласован, аддендумом. В статье 8 части II судовладельцу предоставляется залоговое право (lien) на удержание груза в обеспечение фрахта, подлежащего уплате после доставки груза. Оно распространяется также на сумму мертвого фрахта (dead freight — не представленное к перевозке согласованное количество полного груза и вызванная этим потеря судовладельцем части фрахта), если в аддендуме к чартеру такая санкция была предусмотрена. В боксе 21 указывается дата канцеллинга (canceling data) — конечная дата, к которой судно должно быть подано фрахтователю под погрузку. В случае неподачи судна к этой дате фрахтователь имеет право расторгнуть договор морской перевозки (канцеллировать чартер — have the option of canceling this Charter Party).

На практике к такой крайности стороны прибегают редко, и статья 9 части II, соответственно, предлагает свои условия разрешения конфликта. Судовладелец может назвать новую дату канцеллинга, а фрахтователь обязан будет в течение 48 непрерывных часов после получения извещения от судовладельца либо известить о своем согласии, либо все-таки расторгнуть договор. При согласии — седьмой день после новой даты готовности будет считаться новой датой канцеллинга. В том случае, если и новая дата готовности будет нарушена, то в этом случае фрахтователь будет иметь уже безусловное право расторгнуть договор.

В чартере "Дженкон" отсутствует оговорка о движении судна с определенной скоростью. Считается, что она должна быть "разумной" (with reasonable speed) или "экономичной" (economic speed), обеспечивающей своевременный приход судна в порт назначения.

В статье 6, в строке 112, упоминается термин "контрсталийное время" (time on demurrage) – время, которое в оперативном порядке может быть согласовано сторонами чартера для завершения грузовых работ, начатых во время сталии. В этом соглашении понесенные судовладельцем убытки могут компенсироваться или по ставке демереджа или по повышенной ставке, которую называют иногда детеншен (detention).

Чартер "Дженкон" рассчитан на перевозку генеральных грузов. С учетом того, что, как правило, число отправителей и получателей грузов может оказаться более одного, то ст. 14 части II предусматривает назначение агентов судовладельцем как в порту погрузки, так и в порту выгрузки.

Нередко и фрахт может устанавливаться в твердой сумме (lumpsum freight) за пользование фрахтователем помещений всего судна либо его части. Точно также ст. 13 определяет, что налоги и сборы "по судну" (on vessel) оплачивается судовладельцем; а "по грузу" (on cargo) – фрахтователем; "по фрахту" тоже фрахтователем, но если они взимаются за счет судовладельца, то об этом делается отметка в боксе 23.

Размер брокерской комиссии (обычно выражается в процентах к фрахту), оплачиваемой судовладельцем своему брокеру, показывается в боксе 24. В случае неисполнения чартера, согласно статьи 15 части II. 1/3 часть брокерской комиссии уплачивается стороной, ответственной за неисполнение чартера.

Чартер не является товарно-распорядительным документом. Наряду с функцией расписки капитана в приеме груза на борт судна эту функцию выполняет, согласно статьи 10 части II, чартерный коносамент "Кондженбилл", издания 1994 г., содержащий отметку: "без ущерба для настоящего чартера". Подписывая коносамент, капитан тем самым удостоверяет, что "груз погружен на борт судна в порту погрузки в хорошем по внешнему виду состоянии", а также то, что капитан не располагает непосредственными сведениями о грузе и принимает его по описанию грузоотправителя как основу для расчета по фрахту.

Грузоотправителем может быть сам продавец или сам покупатель, или их экспедитор. Обычно груз принимает помощник капитана. Он выдает штурманскую расписку в приеме груза, которая по завершению погрузки обменивается на коносамент.

Остальные разделы чартера имеют чисто юридический характер и не выходят за пределы обычного морского права. Заключив фрахтовую сделку, брокер направляет судовладельцу извещение (fixture note), содержащее основные условия договора, которым перевозчик пользуется до получения оригинала чартера.

Рассмотрим основные позиции транспортных условий контрактов с применением чартера "Дженкон".

1. "Продавец телеграфно (по факсу, телексу) сообщает покупателю за . дней о готовности товара к отгрузке в порту отправления. В сообщении указывается количество мест и вес брутто, подготовленного к погрузке товара.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportbasis.ru