ЧМЭ3 и ТЭМ2. Предусматривается также завершение доводочных работ по газодизель-генератору 1ГДГ для магистральных газотепловозов, разработка технической документации и создание тендеров для магистрального газотепловоза, проведение цикла испытаний газотепловоза 2ТЭ116Г в составе двух тяговых секций с тендером посредине.
Завершение НИОКР по маневровым газотепловозам планируется в I кв. 2005 г., по магистральным газотепловозам в IV кв. 2006 г.
Комплексная программа работ по второму варианту включает более расширенный перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе по разработке новых газодизель-генераторов, криогенных систем для магистрального и маневрового газотепловозов ТЭ25, ТЭ35 для работы на природном газе.
Предусматривается подготовка двух базовых депо с организацией газоснабжения КПГ и СПГ и сравнительные испытания опытных партий газотепловозов, работающих с использованием сжатого и сжиженного природного газа.
На основе оценки и анализа результатов испытаний и опытной эксплуатации образцов газотепловозов будут разработаны планы по переводу тепловозов на КПГ и СПГ.
Исполнителями программы НИОКР являются:
– по маневровым тепловозам ВНИИЖТ, ВНИКТИ, ОАО «БМЗ-Тепловоз», ОАО «Пенздизельмаш»;
– по магистральным газотепловозам ВНИИЖТ, ВНИКТИ, НИИМАШ, РГУ ПС, ОАО «Уралвагонзавод», ОАО «Криогенмаш», ОАО «Коломенский завод», ОАО «БМЗ-Тепловоз».
Внедрение маневровых и магистральных тепловозов включают в себя этап оценки полигонов железных дорог с выделением депо и парка тепловозов, подлежащих переводу для работы с использованием газомоторного топлива.
Переоборудование магистральных и маневровых газотепловозов в программе совмещено с планом КРП тепловозов по сети железных дорог на локомотиворемонтных заводах. Строительство тендеров для магистральных газотепловозов планируется на отечественных предприятиях.
Кроме того, исполнителями работ по внедрению газотепловозов будут являться строительно-ремонтные службы железных дорог.
На основании проработанных материалов по анализу парку тепловозов, подлежащему переводу на природный газ, с учетом имеющихся технических решений, а также необходимости капитальных затрат по переоборудованию парка и обеспечению его газовым топливом, дополнительных затрат на реконструкцию деповского хозяйства была проведена экономическая оценка окупаемости проектов газотепловозов на КПГ (см. Раздел 7 диплома) и СПГ.
Технико-экономическая оценка эффективности внедрения газотепловозов произведена из условий, что переоборудование тепловозов для работы на газе, оснащение депо для их обслуживания и ремонта финансируют ОАО «РЖД» и их инвесторы. Локомотивное хозяйство ОАО «РЖД» несет расходы по дополнительным объемам трудозатрат по содержанию газотепловозов.
Доходы от использования газотепловозов взамен тепловозов формируются за счет экономии эксплуатационных затрат. Прежде всего, снижаются затраты на топливо и моторные масла. В расчете учитывается экономия средств от снижения выплат за загрязнение окружающей среды.
Финансирование строительства инфраструктуры по газоснабжению тепловозов природным газом должно осуществляться из средств ОАО «Газпром» и их инвесторов. Затраты инвестирования ОАО «Газпром» учитываются в стоимости газового топлива за счет разницы цен на газ, производимый газоперерабатывающими предприятиями и отпускаемой локомотивному депо. Строительство расходных хранилищ СПГ в депо, криогенных цистерн для перевозки СПГ и оборудование экипировочных устройств финансируется ОАО «РЖД».