Компостирование билета.
Компостирование билета состоит в том, что на свежем билете ставится штамп с помощью компостера, находящегося в салоне. Это может быть простое пробивание дырочек в билете, но возможно и более сложное компостирование, состоящее в том, что на билете пробивается штамп с датой и временем поездки. После компостирования билет годен только для этой поездки. Как правило, в каждом автобусе компостеры имели свой уникальный рисунок отверстий. Периодически наличие билетов проверялось контролёрами.
Система «на доверии».
Во многих городах практикуется система «на доверии», в которой акцент ставится на совесть пассажиров и на контроль со стороны других пассажиров. Пассажир опускает деньги в кассу, расположенную в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая (как правило, две кассы – одна вблизи переднего и одна вблизи заднего входа). Верх кассы прозрачный, так что видно, сколько денег пассажир в нее бросил. Пассажир сам отрывает себе билет, предварительно повернув специальную рукоятку. Принадлежность билета данному маршруту может быть проверена контролёрами по напечатанному на нём серийному номеру, однако никакого контроля правильности оплаты (за исключением общественного, со стороны других пассажиров) не было предусмотрено.
Кондуктор.
Нередко транспортные средства сопровождаются кондуктором, специально назначенным человеком, в обязанности которого входит приём платы за проезд и выдача документов (билетов) подтверждающих факт оплаты. Часто, продавая билет, кондуктор надрывает его. В настоящее время на территории республики Беларусь в автобусах используется именно такая система контроля проезда. Не смотря на некоторые преимущества этого вида контроля (удобство оплаты проезда, относительно не большие затраты осуществления контроля) у него имеется значительный недостаток: наличие кондуктора не гарантирует, что пассажиры этого транспортного средства минуют проверку контролёрами.
Контроль за работой пассажирского транспорта в системе управления автомобильным транспортом возложен на контрольно-ревизорскую службу.
Основными задачами контрольно-ревизорской службы являются:
– контроль за соблюдением правил перевозки;
– борьба с нарушениями порядка учета выполненных объемов работ;
– контроль оплаты проезда и провоза багажа;
– контроль сдачи денежной выручки;
– контроль за работой подвижного состава на линии;
– проверку билетного хозяйства и правильности оформления билетов (билетно-учетных листов);
– контроль за соблюдением графиков движения автобусов;
– контроль за экипировкой, оборудованием и санитарным состоянием подвижного состава.
Контроль за работой осуществляют штатные сотрудники контрольно-ревизорской службы, общественные контролеры, а также общественные организации. Структура контрольно-ревизорской службы определяется Положением о контрольно-ревизорской службы, типовыми структурами. В производственных объединениях пассажирского транспорта – контрольно-ревизорская служба группы, а в АТП – контролеры-ревизоры.
Контрольно-ревизорская служба имеет право:
– требовать от предприятий статистические и другие данные о результатах работы;
– давать указания и следить за принятием мер по выявленным нарушениям;
– привлекать к проверкам специалистов административно-управленческого персонала, общественных контролеров, представителей общественных организаций;
– выдавать соответствующие удостоверения на право контроля.
Контрольно-ревизорская служба обязана:
– организовывать проверку работы транспорта на линии;
– обобщать данные перевозок;
– контролировать соблюдение тарифов;
– правильность взимания сборов;
– контролировать исправность таксометров, спидометров, световых сигналов такси;
– проверять правильность оформления учетных транспортных документов;
– обследовать правильность хранения, учета и расходования билетов;
– участвовать в проведении комплексных ревизий на АТП;
– рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан о недостатках в работе.
Работники контрольно-ревизорской службы должны знать и выполнять:
– положение о контрольно-ревизорской службе;
– правила перевозок;
– правила дорожного движения;
– тарифы на проезд;