Все предприятия в той или иной степени, связаны с инвестиционной деятельностью. Причины, обуславливающие необходимость инвестиций, могут быть различны [20]:
– обновление имеющейся материально-технической базы;
– наращивание объемов производственной деятельности;
– освоение новых видов деятельности и др.
В рыночных условиях работы важное значение приобретает повышение степени автоматизации основных технологических процессов, определяющих снижение эксплуатационных расходов и получение дополнительных доходов, что является главной целью деятельности любой коммерческой компании. Учитывая это, в настоящее время особое внимание уделяется проблеме автоматизации системы оплаты проезда на транспорте. Решение данной проблемы целесообразно рассматривать в двух направлениях. Первое – автоматизация работы контролеров-ревизоров в целях повышения оперативности и качества их работы; второе – организация учета, анализа, планирования и контроля работы самого ревизорского состава.
Комплексное решение этой проблемы возможно только на базе системы, предполагающей продажу билетов и централизованный сбор всей первичной информации о пассажирских перевозках. Такой системой, функционирующей на автомобильном транспорте, является автоматизированная система контроля проезда. В ходе внедрения указанной системы для решения поставленных задач возможно оснащение подвижного состава специальными мобильными мини-компьютерами, которые на начальной стадии работы персонала будут подключаться к системе и после регистрации загружаться необходимой информацией. Эти устройства снабжены сканером штрих-кодов, что позволит мгновенно считывать информацию с бланков проездных документов. Все результаты таких считываний будут автоматически записаны на устройство и впоследствии переданы в систему. Таким образом, централизованно будет накапливаться информация по всем проверкам на сети автобусных маршрутов.
Для обоснования целесообразности оснащения подвижного состава подобными устройствами, создания автоматизированной системы контроля проезда ки учета работы в автобусах городского и пригородного сообщений на базе автоматизированной системы контроля оплаты проезда, необходимо установить экономическую эффективность такой структуры как меру рациональности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
При осуществлении инвестиционных проектов по созданию и приобретению новой техники, применению прогрессивных технологий за счет собственных или заемных средств предприятий значительно повышается роль оценки отдачи вложений в рассматриваемое мероприятие с позиций интересов непосредственных участников инвестиционного проекта.
Эффективность инвестиционного проекта — категория, отражающая соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников, и оценивается как количественными, так и качественными характеристиками.
Для оценки экономической эффективности инвестиций в автоматизированную систему контроля оплаты проезда в автобусах необходимо определить факторы, оказывающие влияние на конечный результат, предусмотрев наряду со стандартным набором экономических показателей (количественных), используемых на практике для оценки эффективности инвестиционных проектов, ряд качественных показателей и социальных факторов.
В качестве экономических показателей предлагается рассматривать:
• возможное увеличение доходных поступлений за счет увеличения полноты оплаты проезда;
• дополнительные затраты, предполагающие: создание мобильного детектора для проверки проездных документов; разработку информационной технологии ревизорского контроля по использованию программно-технических средств и контроля проездных документов; разработку частного технического задания на комплекс технических средств контроля информации на проездных документах; разработку технико-экономического обоснования автоматизированной систему контроля проезда; разработку технического проекта информационного и программного обеспечения, действующих образцов технических средств; внедрение автоматизированной системы контроля проезда на опытном полигоне; внедрение автоматизированной системы на сети автомобильных дорог;
• текущие расходы для функционирования автоматизированной системы контроля оплаты проезда.