Следует отметить, что существует проблема наличия многих проектов, не поддающихся оценке рассмотренными приемами. В этих случаях обычно применяется формальный подход для измерения количественной величины эффективности всей новой аппаратуры и программного обеспечения, что на самом деле является способом определения только незначительной части выгод применения информационных технологий, которые, однако, оправдывают ассигнования денежных средств. При учете только прибыли на инвестируемый капитал изменится или пропадет весь смысл такого расчета. Степень эффективности определяет, насколько выгодны принимаемые решения с точки зрения функционирования бизнеса независимо от того, во что это обходится. Если информационные службы высокоэффективны, бизнес выигрывает от их деятельности.
Таким образом, если в результате внедрения информационной технологии повышается эффективность менеджмента, то в результате увеличивается прибыль, получаемая компанией, что и является положительным экономическим эффектом.
Именно поэтому при расчете экономической эффективности наряду с количественными показателями целесообразно рассматривать такие качественные и социальные факторы:
• увеличение количества оплаченных поездок;
• в условиях повышения производительности труда улучшатся условия работы;
• значительно уменьшатся злоупотребления, связанные с продажей проездных документов и последующим контролем поездок пассажиров.
Однако при определении количественной оценки автоматизации контроля без наличия соответствующих технических средств нет возможности точно определить полный объем злоупотреблений.
Наблюдающиеся случаи злоупотреблений можно разделить на две категории:
- нарушение работы персонала в пунктах продажи проездных документов;
- вторичное использование билетов, по которым уже был осуществлен проезд пассажиров.
• автоматизированная система контроля оплаты проезда в автобусах позволит вести аналитическую работу, оперативно принимать управленческие решения. На основании первичной информации с помощью автоматизированной системы контроля проезда будут формироваться аналитические отчетные формы (приложение Д), позволяющие проводить всесторонний анализ работы.
Понятие экономической оценки инвестиций представляет собой корректное сопоставление понесенных затрат с полученными результатами. И если под затратами понимаются в данном случае инвестиционные вложения, то под результатами – те доходы, которые появятся вследствие функционирования реализованного предпринимательского проекта [9].
Расчет эффективности производиться с учетом опыта московского примера веления автоматизированной системы оплаты проезда. Как показывает практика внедрения автоматизированных систем оплаты проезда, срок окупаемости составляет от одного до четырех лет эксплуатации, а в дальнейшем позволяют получать перевозчику стабильный дополнительный доход.
Новая автоматизированная система оплаты обеспечивает сбор выручки более 80% от возможного объема и позволяет:
– собрать деньги со всех, кто должен платить;
– обеспечить учет предоставляемых льгот тем, кто имеет право бесплатного проезда.
Расходы оператора сокращаются, а доход появляется за счет ликвидации потерь при: – оплате проезда;
– продаже билетов и распространении проездных документов;
– предоставление права безбилетного проезда;
– проведении инспекций.
В реальных условиях систему можно внедрять постепенно, на отдельно взятых маршрутах, таким образом, чтобы каждый этап экономически оправдывал себя и приносил деньги на следующий шаг [36].
Автоматизированная система контроля проезда в городе Москве помогла сократить темпы роста затрат городского бюджета на содержание городского наземного общественного транспорта. Кроме того, транспортники получили возможность получать данные, позволяющие осуществлять корректировку расписания движения, точный учет перевозки льготников, контролировать работу транспортных средств на линии. Программа внедрения автоматизированного контроля проезда является самоокупаемой. Автоматизированный учет льготников позволяет производить расчеты по перевозке пассажиров по натуральным показателям. Доход на вышеперечисленных маршрутах увеличился в 1,5 раза за счет сокращения количества безбилетных пассажиров [33].