Управление (менеджмент) - это целенаправленное воздействие на организационную систему, обеспечивающее сохранение ее определенной структуры, поддержание режима и цели деятельности. В качестве организационной системы может рассматриваться организация, общественное производство, предприятия различных отраслей народного хозяйства и форм собственности, социальная сфера.
Главными задачами управления в современных условиях являются: обеспечение соответствия системы управления рыночной экономикой требованиям маркетинга, придание ей уровня современных организационных структур, обеспечение роста эффективности, рентабельности работы транспорта на основе ускорения научно-технического прогресса.
Под управлением следует понимать сознательное, целенаправленное воздействие со стороны органов управления на какой-либо объект для достижения намеченной цели.
Процесс управления, как специфический вид деятельности, включает в себя такие стадии: определение целей управления в форме прогнозирования, текущего планирования, выработки основных направлений развития производства; выработка и принятие управленческих решений; оценка результатов управления.
Управление основывается на разработанных принципах, представляющих собой обязательные руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы всех ступеней управления
- демократизация управления;
- единство интересов трудового коллектива и руководства;
- пропорциональность развития;
- сочетание отраслевого и территориального управления;
- научность управления, строжайшая дисциплина и др.
Сущность и содержание управленческой деятельности наиболее полно раскрываются в ее функциях, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект. На основе функций определяется структура органов управления. Функции управления классифицируются с позиции объекта и субъекта управления.
С позиций субъекта управления выделяются следующие функции: планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, учета и анализа, контроля.
С позиций объекта управления различают функции, отражающие структуру хозяйства железнодорожного транспорта и его предприятий:
- уровни управления;
- стадии производства и систему обращения;
- элементы и параметры производства;
- стадии управления.
Кроме того, функции управления делятся на основные (общие), отражающие содержание процесса управления и специфические.
С образованием Содружества Независимых Государств (СНГ) железные дороги, расположенные на их территории, полностью перешли в собственность этих государств. В каждом из них для руководства видами транспорта образованы самостоятельные министерства.
Белорусская железная дорога выполняет функции министерства по управлению железнодорожным транспортом общего пользования Республики Беларусь.
Подвижной состав обращается на территории всех республик СНГ, что потребовало разработки и использования единых стандартов, технологии его ремонта, единых нормативов по безопасности движения поездов, единых принципов и правил перевозочного процесса.
Образован Совет по железнодорожному транспорту СНГ как распорядительный орган на межгосударственном уровне. Его решения обязательны для всех железнодорожных администраций СНГ. Совет координирует работу дорог на межгосударственном уровне и в сообщениях с третьими странами в рамках СНГ. Постоянно действующим исполнительным органом Совета по железнодорожному транспорту является Дирекция, организованная решением глав правительств СНГ. По поручению Совета Дирекция может представлять его в отношениях с другими организациями и учреждениями. Дирекция является юридическим лицом.