Для выполнения своих функций отделение дороги имеет соответствующий аппарат во главе с начальником отделения. Производственные функции выполняют соответствующие отделы: перевозок (НОДН), пассажирский (НОДЛ), ремонта локомотивов, грузовых вагонов и контейнеров, пути; сигнализации и связи и др. Имеется ряд функциональных отделов и секторов, экономический, финансовый, управления персоналом и др.
В зависимости от размеров отделения дороги, объема перевозок, особенностей технического вооружения, его размещения и других местных условий структура аппарата отделения и его численность могут различаться, но основы структуры сохраняются.
Отделение дороги, через соответствующие отделы, осуществляет непосредственное руководство работой станций (ДС), локомотивных депо (ТЧ), вагонных депо (ВЧД), дистанций пути (ПЧ), дистанций сигнализации и связи (ШЧ), участков энергоснабжения (ЭЧ), механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ (МЧ), дистанций гражданских сооружений (НГЧ), работой крупных вокзалов, материальных и топливных складов и других подразделений, находящихся в административном или оперативно-техническом подчинении отделения дороги.
Решение управленческих задач на железнодорожном транспорте обеспечивается применением следующих методов:
- административных;
- экономических;
- социально-психологических.
Административные методы основаны на использовании таких инструментов, как регламент, норма, инструкция и подкрепляются приказами, распоряжениями, указаниями руководителей.
Экономические методы опираются на такие рычаги, как цена, прибыль, кредит, заработная плата, премия.
Социально-психологические методы включают в себя широкий спектр приемов социальной мотивации и морального воздействия на производственные коллективы и отдельных работников.